Поиск по этому блогу

25 окт. 2011 г.

Парсонс против Голдман: столкновение анархисток


Первого мая 1886 года в Чикаго, на площади Хэймаркет во время демонстрации рабочих, неизвестный бросил в полицию, пытавшуюся разогнать протестующих, динамитную шашку, в ответ полицейскими был открыт огонь. В результате беспорядков погибли 8 полицейских (как было позже установлено,  большинство из них были застрелены своими же), и неизвестное число гражданских. В последовавшем за событием суде восьми анархистам было предъявлено обвинение в убийстве, четверо из них были осуждены и казнены, хотя суд признал, что никто из подозреваемых бомбу не бросал.
Это решение суда можно считать одним из первых и самых важных в понимании отношения американской судебной системы, и государства в целом, к анархистам. Подобные судебные процессы будут иметь место в американской истории и в дальнейшем. События первого мая 1886 года оказали существенное влияние на формирование дня «первого мая», как всемирного дня рабочих и сформировали в сознании людей образ этого праздника.
Одним из казнённых анархистов был муж Люси Парсонс - Альберт Парсонс, редактор газеты и анархистский активист, последними словами которого были: «Когда-нибудь наше молчание будет говорить громче, чем тот голос, который вы сейчас пытаетесь заглушить!».[1]
Люси (Лучиа) Элдина Гонсалес, в замужестве Парсонс, также стала известной фигурой американского рабочего и анархистского движения, которые в конце XIX века зачастую шли рука об руку. Люси Парсонс занимала активную позицию в вопросе посвящения масс в анархистские теории. Основной формой её пропаганды были лекции, которых она прочла великое множество; на своих лекциях она также распространяла анархистскую литературу, за что несколько раз была заключена под стражу. По мере развития собственного видения анархизма Люси Парсонс стала всё дальше отходить от идей Эммы Голдман, что затем привело к конфликту между двумя участницами анархистского движения. Конфликты и противоречия внутри анархистской традиции были неизбежны из-за самой природы анархистского видения личности, а в условиях активной социальной и классовой борьбы эти противоречия только обострялись.
Прежде всего, противоречия Голдман и Парсонс касались природы феминизма. Парсонс видела угнетение женщин как один из атрибутов капиталистического общества и основной идеей Парсонс, в этом отношении, было освобождение рабочего класса от оков капитализма. В то время как женщина у Голдман должна была получить некую абстрактную абсолютную свободу во всём («in all things»), её феминизм не был связан с классовой борьбой.
«Были женщины, которые настаивали на объединении целей социалистического и феминистского движений. В их числе - Кристал Истмен, которая представляла себе новые формы совместной жизни мужчин и женщин, позволявшие сохранить независимость и отличающиеся от традиционного института брака. Она была социалисткой, но однажды написала об осознании женщинами того, что «рабское положение женщины в целом не сводится лишь к (существующей) системе получения прибылей, равно как ее полная эмансипация не гарантирована только самим фактом падения капитализма».[2]
В своей почти 1000-страничной биографии «Living My Life» («Живя своей жизнью») Эмма Голдман писала, что признаёт вклад в общую борьбу Альберта Парсонса, как истинного социалиста и анархиста, вдова которого принимала участие в работе чикагского съезда трудящихся. Больше имя Люси Парсонс в автобиографии не упоминается.
В своей работе «Анархизм» Голдман разъясняла своё видение этого учения:
«Анархизм есть философия нового общественного строя, основанного на свободе, неограниченной какими бы то ни было человеческими законами: это есть теория, согласно которой все формы правления основываются на насилии и поэтому являются ложными, вредными и также ненужными».[3] И далее в этом же произведении Голдман строит свою аргументацию, опираясь на идеи, высказанные американским философом-трансценденталистом Ральфом Уолдо Эмерсоном:
«Анархизм есть единственная философия, которая дает человеку сознание самого себя, которая утверждает, что бог, государство и общество не существуют, что их обещания пустые, ничего не значащие слова, так как они могут быть исполнены лишь при условии полного подчинения человека. Анархизм поэтому есть учитель единства жизни не только в природе, но и в человеке. <…>
"Единственная ценная вещь в мире, - сказал Эмерсон, - есть активная душа; каждый человек имеет это внутри себя. Активная душа видит абсолютную истину, высказывает истину и творит". Другими словами, индивидуальный инстинкт есть ценная вещь в мире. Истинная душа видит и создает живую истину, из которой рождается еще большая истина, - возрожденная социальная душа.
Анархизм - великий освободитель человека от миражей, которые держали его до сих пор в плену, судья и умиротворитель двух сил индивидуальной и социальной гармонии. Чтобы завершить это единство, анархизм объявил войну всем гибельным влияниям, которые до сих пор мешали гармоничному единению индивидуальных и социальных инстинктов, личности и общества».[4]


[1] Avrich. The Haymarket Tragedy. p. 393. ISBN 0691047111.
[2] Г. Зинн «Народная история США»
http://revsoc.org/archives/1323
[3] Э. Голдман «Анархизм»
    http://spb-anarchists.anho.org/goldman0-02.htm
[4] Ibid

Комментариев нет:

Отправить комментарий