Поиск по этому блогу

30 мар. 2012 г.

Политолог Борис Межуев — о целесообразности подчинения правительства президенту


Некий Клуб избирателей России и Владимира Путина устами одного из своих членов, Константина Затулина, выступил с инициативой пересмотреть предвыборное обещание избранного президента по созданию правительства во главе с ныне пока еще действующим президентом Дмитрием Медведевым. Аргументов в пользу этого шага предлагается даже слишком много: тандемократия потенциально опасна, медведевское правительство будет состоять из людей, враждебных Путину и, в свою очередь, малоприятных для большинства его сторонников, и вообще Путин как всякий успешный лидер государства Российского должен «и управлять, и царствовать» в одно и то же время.

Однако Клуб избирателей на этом не останавливается и рекомендует Путину отказаться от поста председателя правительства в принципе, пересмотреть Конституцию, чтобы после ее пересмотра возглавить кабинет самостоятельно. Иными словами, предлагается перестроить исполнительную власть в России якобы по американской системе, в которой правительство и администрация президента — это одно и то же.

Прежде всего нужно подчеркнуть, что таинственный Клуб избирателей ратует за две совершенно разные вещи. И наибольшее удивление вызывает как раз тот факт, что эти два разных предложения как-то связываются между собой. Если «сторонники Путина» не хотят видеть во главе правительства тех или иных людей, им нет совершенно никакого резона менять Конституцию. Конституцию вообще не нужно менять, исходя из чисто конъюнктурных политических обстоятельств. В ином случае нам придется менять ее слишком часто.

Давайте разбираться с каждым пунктом по очереди. Вопроса на самом деле два. Первый. Следует ли Путину оставаться верным собственному слову и выдвинуть после инаугурации 7 мая своего партнера по тандему на пост премьер-министра РФ? Второй. Стоит ли ему начать процесс пересмотра Конституции с целью ликвидации поста председателя правительства РФ?

Сама формулировка первого вопроса предполагает положительный на него ответ. Лидер страны не должен, не имеет права давать лживых обещаний. Рокировка 24 сентября и так вызвала сложную реакцию в обществе, слишком дорого обошлись откровения о принятом еще четыре года назад решении. Несомненно, что отказ от своих слов не вызовет одобрения у многих сторонников Путина за пределами вышеназванного клуба, вне зависимости от того, как они относятся к либералам в целом и к Медведеву в частности. Да и фактически Путин шел на выборы в связке с партнером по тандему, примерно так же, как во всё той же Америке президент идет на выборы в связке с вице-президентом. И поэтому как бы ни относиться к сентябрьскому обещанию, его надо выполнять. А уж если Медведев не справится со своей работой, Путин при ныне действующей политической системе в любой момент может предложить ему замену.

Второй вопрос более серьезен. Нужен ли вообще российской власти пост премьера или пусть Путин сам «и управляет, и царствует»? И тут опять возникает подмена сущностей. На самом деле нынешний конституционный строй не мешает президенту «управлять» даже через голову утвержденного им же премьер-министра. Правительство работает в рамках предлагаемого президентом Бюджетного послания, президент может отправлять в отставку не только самого премьера, но и других членов кабинета. Руководители силовых структур и дипломатического ведомства напрямую подчиняются главе государства. В общем, ничто не мешает Путину «управлять», а не только «царствовать», даже и при нынешней системе. 
Однако если пост главы правительства будет ликвидирован, глава государства окажется вынужден принять на себя полноту ответственности за все политические и экономические провалы. И это может и в самом деле пагубно отразиться на его популярности, равно как и на устойчивости системы в целом. Один раз в России уже такое было, когда Ельцин в пору радикальных экономических реформ объявил себя главой правительства. После того как ему пришлось лично отвечать за галопирующую инфляцию и обещать «ложиться на рельсы» в случае повышения цен, от этой инициативы решено было отказаться. Не очень понятно, зачем Путину предлагается пойти по той дороге, которая уже один раз привела российскую власть к краю обрыва.

Переход к американской системе формирования исполнительной власти мог бы принести некоторую пользу в том случае, если бы у нас президент соотносил себя с какой-то конкретной партией. В таком случае партии смогли бы наконец сыграть роль генераторов альтернативных идеологий и экономических стратегий, каковую они и играют в современной демократии. А президент нес бы политическую ответственность перед собственной партией за проведение в жизнь определенной программы действий, которая имела бы постоянную системную альтернативу в виде оппозиционных программ. Затулин же, однако, и сам не скрывает, что видит свой идеал в правлении русских монархов XVIII века, у которых не было не то что главы правительства, не было и самого правительства в точном смысле слова. 

Был только ближний круг придворных с размытым кругом должностных полномочий, были отраслевые советы — система коллегий и контрольный орган — правительствующий Сенат. Правление Петра и Екатерины Великих можно считать чрезвычайно успешным, если только закрыть глаза на то, что оно сопровождалось усилением крепостного права. Не нужно, конечно, оценивать тогдашние реалии сегодняшними критериями, но столь же нелепо ставить в пример нынешним руководителям монархов трехвековой давности.

Проблему «конституционной реформы» легко в очередной раз подменить чисто ситуативными предложениями, ориентированными на какие-то очень краткосрочные политические дивиденды. Вместо серьезной дискуссии по вопросу о конституционном строе мы опять получим фактически размышления на тему, как подсидеть или устранить того или иного чиновника. Если кто-то и пострадает от подобной узости стратегических горизонтов, так это в первую очередь будущий глава государства, который избран на слишком долгий срок, чтобы увлечь себя идеями и проектами, имеющими столь короткую перспективу.

29 мар. 2012 г.

Неблагополучные жители столицы вбрасывали бюллетени за 1 тыс. рублей и бутерброд с чаем.




Следственный комитет по Москве возбудил восемь уголовных дел о нарушениях на выборах депутатов Госдумы 4 декабря 2011 года. Речь идет о «каруселях» на участках и вбросах поддельных бюллетеней. Обвиняемыми пока стали несколько десятков столичных маргиналов, но в ближайшее время компанию им могут составить чиновники Северо-Западного округа (СЗАО) Москвы.

Уголовные дела возбуждены по редким статьям УК — «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», «Фальсификация избирательных документов» и «Фальсификация итогов голосования». Источник «Известий» в СКР по Москве объяснил, что подозреваемыми или обвиняемыми по этим делам стали маргиналы — алкоголики, бродяги и малоимущие граждане.

— Даже наказывать их жалко — им обещали за «работу» по 1 тыс. рублей, они даже не подозревали, что за вбросы их могут привлечь к уголовной ответственности — «светит» до четырех лет лишения свободы, — заявил «Известиям» источник в СКР.

Обвиняемые рассказали следствию, что незадолго до выборов они получили предложение от одной из столичных курьерских служб заработать 1 тыс. рублей «за пару часов простой работы». Кроме того, обещали доппаек — бутерброд с чаем.

4 декабря в 8 часов утра людей собрали на станции метро «Полежаевская». Потом всех — около 40–50 человек — привезли в инженерную службу управы одного из районов Северо-Западного округа Москвы. Здесь, в холле находилось еще около 30–40 человек.

Людей разместили в комнате, включили фильм «Любовь и голуби». Через час приехал «инструктор», который объяснил план действий. «Карусельщики» должны были объехать семь избирательных участков Москвы и вбросить по десять фальшивых бюллетеней. После каждого вброса они должны были вернуться на «базу» и получить новую партию.

— Инструктор выдал каждому по десять заполненных избирательных бюллетеней в пользу «Единой России», один открепительный лист на чужое имя и один проездной билет, — рассказал «Известиям» источник в СКР.

Руководитель акции объяснил, что сумки с поддельными бюллетенями необходимо спрятать под верхнюю одежду и, подойдя к председателю избирательного участка, подать ему условный знак — показать проездной билет. Получив бюллетень, «избиратель» должен был в закрытой кабинке поставить галочку в графе «Единая Россия», вложить еще 10 поддельных бюллетеней и незаметно бросить их в избирательную урну. Инструктор просил «избирателей» вести себя на участках естественно, не нервничать, чтобы не привлекать внимания наблюдателей и полицейских.
Большинство «карусельщиков» были осторожны, но некоторые из них все же попались с поличным. Одного мужчину задержали после курьезного инцидента: он волновался, руки у него тряслись, и он рассыпал на участке все фальшивые бюллетени.

— На избирательном участке в Хорошево-Мневниках были задержаны четыре человека, которые должны были вбросить каждый по 10 поддельных бюллетеней, — подтвердил «Известиям» депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков.

По его словам, полиция сначала не хотела реагировать на инцидент, депутату пришлось буквально заставлять их провести дознание и опросить нарушителей. В итоге задержанных «карусельщиков» доставили в полицию, где на них составили протоколы, а материалы затем передали в СКР.

— Люди сразу признались, что хотели немного подзаработать, и рассказали, кто поручил им это сделать, назвав имена и фамилии организаторов аферы, — утверждают в СКР.  

Депутат Гудков считает, что «карусель» была организована кем-то из префектуры СЗАО.

В ближайшее время, по данным «Известий», будет возбуждено еще несколько дел, где помимо рядовых исполнителей будут фигурировать чиновники префектур и управ, в которых проходили инструктажи, выдавались фальшивые бюллетени и вознаграждение.

В столичной организации «Единой России» уголовные дела о вбросах бюллетеней в пользу партии комментируют осторожно.

— Да, проверка идет, но ведь еще никто не наказан, поэтому не надо делать поспешные выводы, — заявил «Известиям» глава фракции «Единая Россия» в Мосгордуме Андрей Метельский. — Вбросы мы не одобряем, побеждать на выборах нужно честно.


26 мар. 2012 г.

Депутаты от «Единой России» до сих пор могут спокойно пропускать пленарные заседания



Попытки повысить депутатскую дисциплину в рядах фракции «Единая Россия» провалились. Об этом «Известиям» рассказал высокопоставленный источник в думской фракции «единороссов». Не помогают даже инновации вроде вмонтированных в депутатское удостоверение чипов. Именно это новшество в начале работы Думы 6-го созыва партийцы презентовали как панацею от нарушения дисциплины.

В конце прошлого года руководство думских единороссов решило ввести строгий учет прохода депутатов в здание в дни пленарных заседаний. Для этого и задействовали чипы. Но реального механизма, который не позволял бы депутату безнаказанно отсутствовать на пленарном заседании так и не появилось, констатирует собеседник «Известий».

Как боролись за депутатскую дисциплину?

- В течение трех месяцев с начала работы созыва у нас попытались усилить контроль. Сначала были предложения фиксировать депутатов при входе в зал пленарных заседаний. Но это потребовало бы установки трех дополнительных КПП, как на входе в здание, и от этого отказались. После этого решили фиксировать депутатов на входе в Думу, - рассказывает высокопоставленный единоросс.

По его словам, для этого вскоре после начала работы Думы появилось новшество (подкрепленное соответствующим распоряжением) – сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО) стали брать в руки удостоверения депутатов, чтобы приложить их к считывающему устройству на входе. Однако такой жест нарушал давно существующую неписанную традицию – депутат входит и выходит из здания свободно в любое время, просто предъявляя «книжечку».

- Депутаты стали возмущаться. В руки фэсэошникам «корочки» не давали, возникали конфликты. Но, так как ФСО не имеет возможности препятствовать депутатам, действующее по этому поводу распоряжение не работает. Оно есть, но депутаты, за исключением некоторых, его не выполняют. В итоге, никто реально не знает, пришел депутат в Думу или нет, - говорит источник.

Как же депутатам «Единой России» при отсутствии контроля удается показывать большинство на каждом голосовании в зале? Есть два способа.

- Либо депутат, если собрался отсутствовать, пишет доверенность на передачу своего голоса и за него голосует дежурный. Либо он безо всяких бумажек договаривается с кем-то из соседей, чтобы тот вставил его карточку, - говорит собеседник «Известий».

Но даже если депутат не сделал ни первого, ни второго, он кроме объяснительной ничего не должен.

- Никакой реальной ответственности, кроме написания объяснительной, за «прогулы» не предусмотрено. Ну, могут внушение сделать на заседании фракции или порицание от начальства сделать. Вот и все, - резюмирует источник.

Эту информацию подтвердил «Известиям» первый зампред комитета Думы по образованию депутат Владимир Бурматов:

- Да, я об этом слышал. И даже однажды мое прочипованное удостоверение считывали. Но это было всего один раз, и, насколько мне известно, ни меня, ни других коллег сейчас это делать не заставляют.

А вот первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков подобные факты припоминает, но с учетом контроля посещаемости их не связывает:

- Поначалу новые удостоверения, думаю, просто вызывали у сотрудников ФСО интерес. Ведь они их раньше не видели, с 5-го созыва они изменились. Вот они и брали их в руки.

В парламентской оппозиции с фактами попыток электронного контроля тоже сталкивались, но внутренний учет посещений у них такую необходимость исключает.

- У нас есть журналы учета. Все проверяем, как Владимир Ильич Ленин завещал, - шутит член ЦК КПРФ Владимир Решульский. – Каждую фракцию, каждую пленарку – все отмечаются, и если не пришли – спрашиваем строго.

- Удостоверение как-то вначале тоже пытались в руки брать, но потом перестели. В этом созыве Владимир Жириновский за дисциплину взялся строго. Учитываем и на пленарках, и на комитетах и даже в регионах в спецжуналах. И если без справки или уважительной причины – выговор с занесением в личное дело, - говорит депутат ЛДПР Вадим Деньгин.

- Явных прогульщиков у нас давно нет, - заявил зампред фракции «эсеров» Михаил Емельянов. – Те, кто в прошлом созыве у нас неактивно посещал заседания, либо ушли заблаговременно, либо просто не увидели себя в списках кандидатов.

При этом официально руководство фракции «Единой России» заверяет, что проблема с посещаемостью остро не стоит и нововведений в этом вопросе ближайшее время не планируют.

- Если наши депутаты и отсутствуют на заседании, то только по заявлению или по уважительной причине. Все у нас дисциплинированные. Если, допустим, в конце прошлого созыва ряд депутатов не посещали заседания, поскольку занимались решением своего будущего трудового пути, то сейчас такого нет, - заявил «Известиям» первый заместитель председателя фракции партии власти Вячеслав Тимченко.

25 мар. 2012 г.

В школах появятся ящики для доносов


Родители и дети смогут анонимно пожаловаться на поборы и жестокое обращение учителей.

Департамент региональной безопасности предлагает в обязательном порядке поставить во всех школах «ящики доверия». Ученики и их родители смогут оставлять там анонимные жалобы о поборах, конфликтах с педагогами и другими учениками.

Как пояснили в департаменте, ящики нужно размещать в укромных местах — «с учетом того, чтобы подход к ним не компрометировал авторов писем». Родители также должны иметь свободный доступ к анонимной почте, отметили в ведомстве.

По данным департамента региональной безопасности, за 2011 год правоохранительные органы Москвы выявили 69 преступлений коррупционной направленности в системе образования, в основном это поборы «на нужды детских садов и школ» и взяточничество при зачислении детей в учебные заведения.

По данным специалистов, в целом «ящики доверия» в школах — не новая идея. В 1990-х годах их активно внедряли американцы, но потом от такой практики отказались. «Они замучились вытаскивать оттуда десятки доносов школьников друг на друга и на учителей», — пояснил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

По словам эксперта, прежде чем проводить такие эксперименты, нужно понять психологию детей: они будут использовать «ящик доверия» как игру, чтобы мстить учителям и срывать учебный процесс.

— Роль анонимной почты многие годы играли школьные туалеты, на перегородках там дети писали все, что думают об учителях, — отметил Комков. — Когда я был директором школы, то переписывал эти высказывания, чтобы понимать, как ученики относятся к тем или иным педагогам.

Что касается жалоб на взятки и поборы, то, по мнению Комкова, «анонимки» из «ящика доверия» все равно попадут к директору, который не заинтересован в раздувании скандала. Кроме того, анонимное письмо не может быть основанием для официального разбирательства. «Зато эти записки-жалобы администрации школ смогут использовать, чтобы расправиться с неугодными коллегами», — отметил эксперт. 

Одной из первых в этом учебном году «ящик доверия» в Москве поставила школа № 211. Однако, как утверждает замдиректора Ирина Лазарева, на учителей школьники не жалуются. В основном они просят у администрации новые тренажеры в спортзал или компьютеры каждому ученику. «В отдельных случаях пишут о взаимоотношениях с одноклассниками, — сказала Лазарева. — Подписываются они крайне редко, поэтому проблемы, изложенные в записках, ложатся в основу тем для классных часов и общих бесед с психологами».

С другой стороны, Лазарева признала, что анонимность «ящиков доверия» все-таки относительна. «Мы ведь знаем почерки многих учеников», — подчеркнула она. 

Директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман убежден, что в век интернета ящики не имеют смысла. «Есть «горячая линия» департамента образования, в том числе в электронном виде. На сайтах большинства школ тоже имеются формы обратной связи. Для полной анонимности можно написать жалобу из интернет-кафе. Это очевидно проще, чем, скрываясь от всех, бросать письмо в ящик», — подчеркнул он.

С другой стороны, педагог выступил против анонимных доносов, которые лишь научат детей безосновательно обвинять кого угодно в чем угодно, не неся за это ответственности.

Между тем родители готовы жаловаться на проблемы в учебных заведениях через «ящики доверия», но только на условиях полной анонимности. По словам председателя экспертно-консультативного Совета родительской общественности столицы Людмилы Мясниковой, некоторые школы и детские сады уже пробуют у себя эту форму обратной связи, но ящики стоят в холлах, прямо возле охранников, и москвичи не хотят бросать туда письма на виду у всех.