Американский поэт и публицист шведского происхождения Джо Хилл, получил известность из-за громкого и противоречивого судебного процесса, в котором он выступал в качестве обвиняемого в убийстве полицейского, и хотя свою вину не признал, и был расстрелян в тюрьме в ноябре 1915 года. Однако Хилл оставил после себя не только воспоминания о противоречивости решения, принятого судом.
Траурная церемония по Джо Хиллу сопровождалась массовой стихийной демонстрацией рабочих. На следующий день журналист «Нью-Йорк Таймс» интересовался, «не станет ли мертвый Хиллстром[1] еще опаснее для социальной стабильности, чем был живой?».[2] Такое заявление имело под собой почву. Джо Хилл превратился в символ ИРМ.
В 1909-1915 годах «Индустриальные Рабочие Мира» провели несколько десятков кампаний с требованием свободы слова, именно в ходе этих кампаний Джо Хилл и заинтересовался деятельностью организации, став её членом. Здесь раскрылся его талант.
За короткое время Хилл написал тексты на популярнейшие мелодии того времени, в частности на мелодии «Армии спасения», которую он в своей известнейшей песне «Проповедник и раб» назвал «Армией голода». Сам текст также был написан на мотив другой из песни «Армии спасения»:
«Каждый вечер проповедник к нам спешит,
Учит нас, как надо жить, чтобы не грешить,
А спроси его, где достать хлеба,
Он с улыбкой покажет на небо.
Припев:
В райской обители у господа-бога
Будешь есть сытно, вкусно и много,
А пока ешь мякину, трудись да гни спину,
А сам господь-бог поднесет тебе сладкий пирог». [3]
О пользе своих трудов Джо Хилл писал следующее:
«Листовка, как бы хороша она ни была, читается только один раз. Песня же выучивается наизусть и повторяется многократно. И я твердо убежден в том, что если кому-то удастся выразить несколько холодных, всем известных фактов в песне и одеть их в юмористические одежды, чтобы они утратили свою сухость, то он сумеет достучаться до гораздо большего числа рабочих, слишком ограниченных и равнодушных для того, чтобы прочесть листовку или статью об экономике».[4]
Отчасти можно сказать, что в своих песнях Джо Хилл заложил основы будущей анархистской субкультуры, направленной на вовлечение масс в идеологию. Интересно также отметить, что и сами песни Джо Хилла до сих пор поются различными активистами, как в оригинальном, так и в изменённом (чтобы сделать текст более злободневным) виде. Ведь так поступал и сам Джо.