Поиск по этому блогу

4 авг. 2011 г.

Анархизм как идеология: Виды анархистских учений

1.2 Виды анархистских учений

Существуют различные варианты классификаций анархистских течений, такие как классификация их по объектам критики, по сфере распространения, по формам организации, по гендерному признаку и т.д. 
Здесь все течения будут условно разделены на коллективистские и индивидуалистские. Коллективистские формы предполагают создание в новом обществе, которое придёт на смену действующему, коллективных объединений людей любого рода, с целью объединения усилий и выживания. Вопрос собственности в этих объединениях рассматривается по-разному (от полного отрицания частной собственности, до утверждения её необходимости). Немаловажно отметить, что в любой коллективистской форме анархизма скрывается сильное индивидуалистическое начало, поскольку именно оно движет всем мировоззрением анархизма.
Индивидуалистские формы анархизма делают акцент на освобождении индивида как личности, независимо от того, в каких формах будет существовать  новое общество. По мнению индивидуалистов, они могут вступать в различные объединения[1] в том случае,  если от этого не страдает их свобода и они не посягают на свободу других.
Как уже говорилось первым европейским анархистом традиционно принято считать Уильяма Годвина. И хотя своё учение он не называл анархизмом ,оно обладало всеми необходимыми признаками, чтобы быть идентифицированным подобным образом. Годвин ставил во главу угла всеобщее благо, полагая, что любая правовая норма есть лишь препятствие на пути достижения этого блага. Государство у Годвина, как творение права, противоречит общественному благу особенным образом - будучи основанным на насилии государство навязывает обществу свои предписания, что совершенно противоречит принципу справедливости.
«Эгоизм» Макса Штирнера - пожалуй, самое яркое и радикальное индивидуалистское учение всей мировой анархистской традиции. В своей книге «Единственный и его собственность» Штирнер отрицает практически всё, что хоть как-то может мешать свободе индивида.
«Политический либерализм, как и все религиозное, рассчитывает на уважение, гуманность, любовь. Поэтому он постоянно испытывает огорчения. В практической жизни люди ничего не уважают, и каждый день мелкие владения скупаются крупными собственниками, и «свободные люди» превращаются в поденщиков»[2].
«Единственный» Штирнера строит свою жизнь на своеобразии и особенности, утверждая даже, что его мышление более ему не принадлежит, высшая цель по Штирнеру это освободить индивида от любого типа принуждения, а высшим законом для каждого является его собственное благо. Кроме того Штирнер не даёт в своей работе никаких черт нового общества, оставаясь полностью на позиции отрицания существующих государств.
 Анархо-индивидуализм получил широкое распространение в США. Именно там под влиянием воззрений Штирнера сформировался индивидуалистический анархизм Бенджамина Такера.
Автор широко известного тезиса «собственность - это кража» Пьер Жозеф Прудон по праву считается одним из отцов европейского анархизма, будучи при этом первым мыслителем, открыто назвавшим своё учение анархизмом. Высшим законом, по мнению Прудона, на котором должно основываться общество является справедливость. «Справедливость - это центральная звезда, управляющая обществами, ось, вокруг которой вращается весь политический мир, принцип и правило всех договоров. Ничто не совершается в среде людей иначе как на основании права; ничто не совершается без обращения к справедливости»[3].
Во имя справедливости Прудон отрицает государственные законы, но не право вообще. Многочисленные существующие законы Прудон считает ненужными и утверждает, что в действительности необходимо лишь одна правовая норма, которая обеспечит общественную справедливость, норма согласно которой договоры должны быть исполняемы. Прудон отрицает государство поскольку оно принудительно навязывает свою волю гражданам, не заключавшим с ним никаких договоров; действия государства в таком случае являются противоречащими справедливости.
Среди оформившихся позднее коллективистских форм анархизма в первую очередь стоит назвать анархо-коммунизм, отцом которого традиционно считают выдающегося русского теоретика анархизма, «мятежного князя» Петра Кропоткина.
Основной идеей этого течения является создание общества взаимопомощи в условиях отсутствия государства. Анархо-коммунизм также подразумевает отказ от любого типа иерархии, в том числе социальной, отстаивая принцип децентрализации. От анархо-коммунизма следует отличать анархо-коллективизм, создателем которого являлся другой, обладающий мировым авторитетом, русский теоретик анархизма Михаил Бакунин. Коллективисты признавали общее право на собственность, в то время как коммунисты не признавали никакой собственности, кроме той, которая не позволяла бы её владельцу получать с её помощью прибыль.
Анархо-капитализм, устами своего автора - Мюррея Ротбарда, напротив утверждает, что право личности на самостоятельность проистекает из собственности, которой он владеет и возможности свободно заключать неограниченное число контрактов с другими участниками рынка. За это анархо-капитализм часто подвергается критике, поскольку представители других течений видят анархизм как идеологию направленную, прежде всего против капитализма.
Анархо-синдикализм, как течение, базирующееся на идеях Жоржа Сореля, и возникшее во Франции в конце XIX века, главной своей опорой видит организованные группы трудящихся, или профсоюзы. Анархо-синдикализм, подобно анархо-коммунизму, не признаёт иерархической организации общества, только «низовая» самоорганизация приведёт, по мнению его сторонников, к построению нового справедливого общества. В вопросах собственности анархо-синдикализм близок к анархо-коммунизму, поскольку черпает свои идеи в работах тех же авторов. По мнению сторонников анархо-синдикализма, частная собственность, также как и любые проявления капитализма, должна быть ликвидирована.
В ответ на новые вызовы второй половины XX и начала XXI  века возникают новые формы анархизма. Одни из них связаны с новыми экологическими вызовами, другие с защитой информации и конфиденциальности в сети интернет, третьи затрагивают сферу науки, культуры и др.
Зелёный или «экоанархизм» скорее относится к коллективистским формам, поскольку его сторонники объединяются в большие группы борцов с существующим положением вещей, нередко используя агрессивные методы. В основе экоанархизма лежит учение Мюррея Букчина. По мнению экоанархистов нынешние формы организации общества наносят непоправимый урон не только планете, но и всему человечеству, способствуя отчуждению человека от природы, и лишая его возможности духовного развития; таким образом, экоанархисты призывают вернуться к поселениям племенного типа и первичным формам организации общества (за это ратуют представители анархо-примитивизма). Примитивисты полагают, что индустриальное общество - залог всех бед и возвращение человечества к собирательству даст положительный эффект для всего человечества.
Инфоанархизм, как течение XXI века, в первую очередь ориентирует своих сторонников скрываться от государства и сохранять свою анонимность всеми возможными способами. Инфо и криптоанархисты создают зашифрованные сети, для общения и передачи нелегальной информации (в этой связи появилось движение копилефта и вареза, в основе которых лежит положение о том, что интеллектуальная собственность не может принадлежать какому-то конкретному лицу, а должна быть свободно распространяемой).


[1] Стоит отметить, что даже самый ярый индивидуалист М. Штирнер не был против создания союза эгоистов на определённых условиях
[2] Макс Штирнер «Единственный и его собственность»
http://avtonom.org/old/lib/theory/stirner/the_one_and_its_ego.html?q=lib/theory/stirner/the_one_and_its_ego.html
[3] П. Прудон «Что такое собственность или исследование о принципе права и власти»
http://d.theupload.info/down/ul9i95591c4npri7n6t527rmcx15d1gx/prudon_p_zh__chto_takoe_sobstvennost_.txt

31 июл. 2011 г.

Анархизм как идеология: Политические, правовые и мировоззренческие аспекты анархизма


1.1 Политические, правовые и мировоззренческие аспекты анархизма

Анархизм (от греч. ἀναρχία - "безвластие", англ "not having a leader") по-прежнему остаётся одним из самых недооценённых и не понятых, направлений политической мысли. Причиной тому множественные разногласия как внутри самого течения, так и среди его критиков, не говоря уже о том, что в науке до сих пор не существует единого определения этого явления. Едва ли не каждый автор, так или иначе затрагивавший проблему анархизма в своих работах, старался дать ему своё определение, выделяя тот или иной аспект, который ему больше всего импонировал или, наоборот, вызывал отторжение. К тому же, пониманию истиной сути анархизма никак не способствует  тот факт, что и в современной разговорной речи анархизм часто отождествляется с анархией, а последняя нередко рассматривается как синоним «хаоса» и «беспорядка».
В своей монографии «Политическая и правовая теория анархизма в России» крупный отечественный исследователь анархизма С.Ф. Ударцев выделял несколько интерпретаций понятий «анархия» и «анархизм», существующих в современной науке:
«1) состояние безвластия, неорганизованности, неуправляемости, беспорядка в политической жизни общества;
2) идеал анархизма - будущее высокоразвитое самоорганизующееся общество;
3) синоним анархизма.
В понятии «анархизм» также можно отметить несколько основных значений:
1) мировоззрение, совокупность философских, экономических, религиозных, этических, эстетических и других идей, составляющих единую систему с анархическим типом политического сознания;
2) тип, полюс, подсистема политического сознания;
3) идеология анархистского движения;
4) определенное политическое движение;
5) мыслимая в анархическом сознании ступень социального развития, общественная формация».[1]
Содержание понятия «анархизм» также остаётся неоднозначным, однако анархистское учение в любом его варианте обязательно должно включать определенные элементы такие как: отрицание существующего социально-политического устройства, использующего принуждение (в том числе государства) и сформулированные представления об ином типе устройства, в котором бы полностью отсутствовало принуждение. Идеальным состоянием для анархистов любого течения является состояние абсолютной неограниченной свободы личности.
Отрицание принципа политической власти влечёт за собой и отрицание партий и политической борьбы, однако это может не означать отрицание принципа представительства. По вопросам перехода от существующего состояния к идеальному у анархистов также нет единства, среди них существуют как сторонники революционного свержения власти и социальной революции, так и противники всяческого насилия.
Немецкий исследователь анархизма профессор Пол Эльцбахер, пожалуй, первым обратил внимание на необходимость комплексного исследования феномена анархизма при непременном рассмотрении его правового аспекта.
В своей книге Ударцев также подробно разбирает трактовки и подходы к определению содержания понятия анархизма:
«Известный немецкий правовед Р. Штаммлер отчетливо понимал неоднозначность связи анархизма с явлениями порядка и беспорядка. Он считал ошибочным рассматривать анархизм лишь как отрицание порядка, замечая, что «теория анархизма требует порядка в человеческом общежитии и стремится к гармонии в общественной жизни; но должен существовать другой порядок, а не государственный, и притом принуждение должно быть совсем упразднено.
Для либеральных объяснений анархизма характерно недостаточное внимание к его социальной основе и своеобразный взгляд «издалека», без специального исследования собственно теории анархизма как разновидности революционного политического и правового сознания, некоторое смешение анархизма с другими течениями революционной мысли».[2]
Ударцев в своей книге также приводит встречающуюся в  литературе социал-органическую трактовку анархизма как внутренней болезни общественного организма. Проанализировав различные подходы к феномену анархизма, автор считает необходимым обратиться к такой категории как «анархический тип политического сознания», как к категории определяющей формирование ценностей анархизма. В своей книге он приводит перечень неотъемлемых характеристик такого типа сознания:
«1. Отражение моментов и явлений хаоса в политической жизни и политическом сознании как частного случая проявления начала хаоса в природе и обществе.
2. Отрицательное ценностное отношение к политико-юридическим институтам (государство, партии, и т.д.).
3. Противоположность анархического («антигосударственнического») и этатического («государственнического») типов политического сознания как основных подсистем внутри системы общественного политического сознания.
4. Эволюционное развитие и сложный, неоднозначный состав анархизма как подсистемы политического сознания (сложные идейные комплексы, разнообразие и многовариантность эволюционирующих идей, теорий, доктрин, течений анархизма, его глубокие исторические корни).
5. Мировоззренческий плюрализм и гносеологический релятивизм.
6. Неотъемлемый атрибут теорий анархизма - высокий развивающийся идеал гипотетического безгосударственного самоуправляемого и процветающего общества высоконравственных свободных личностей.
7. Наличие определенного утопического элемента, Это связано с недооценкой исторического потенциала ряда политических и юридических явлений, с обоснованием возможности достижения идеала анархизма в разных исторических условиях, с пониманием путей и сроков его осуществления, а также с периодически повторяющимися практическими попытками реализации идеала анархизма. В то же время анархистская утопия может исторически выступать в качестве антиутопии по отношению к утопиям этатического сознания.
8. Выражение интересов разнообразных общественных слоев, групп с высокой степенью неустойчивости их социального положения и весьма неудовлетворенных своим местом и ролью в обществе».[3]
Первым мыслителем, систематически изложившим свои анархистские взгляды на власть и собственность был Уильям Годвин, хотя для обозначения своей позиции словом «анархист» он ещё не пользовался. Однако становление анархизма, как самостоятельной политической философии исследователи обычно связывают с именами нескольких крупнейших мыслителей, таких как Пьер-Жозеф Прудон, Макс Штирнер, Михаил Бакунин и Пётр Кропоткин.


[1] С.Ф. Ударцев «Политическая и правовая теория анархизма в России»
http://constitutions.ru/archives/2633/2
[2] Ibid
[3] ibid