Уважаемые читатели, теперь 20го числа каждого месяца в нашем блоге будут вкладываться отрывки из российской классической литературы, которые считаются лучшими образцами русского языка, чтобы мы все, читая их, помнили о том, как нужно правильно говорить и писать.
Сегодня представляем описание сна Родиона Раскольникова из романа "Преступление и наказание":
"Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную;
он чувствовал даже озноб; на такой жаре ему становилось холодно. Как бы с
усилием начал он, почти бессознательно, по какой-то внутренней необходимости,
всматриваться во все встречавшиеся предметы, как будто ища усиленно
развлечения, но это плохо удавалось ему, и он поминутно впадал в задумчивость.
Когда же опять, вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом, то тотчас же
забывал, о чем сейчас думал и даже где проходил. Таким образом прошел он весь
Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова.
Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской
пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни
духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли
в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какою-нибудь
изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и на
террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его
цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски,
наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них
прежде, чем они скрывались из глаз. Раз он остановился и пересчитал свои
деньги: оказалось около тридцати копеек. «Двадцать городовому, три Настасье за
письмо, — значит, Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят», —
подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги
вытащил из кармана. Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения,
вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он
выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог. Доел он его опять на
дороге. Он очень давно не пил водки, и она мигом подействовала, хотя выпита
была всего одна рюмка. Ноги его вдруг отяжелели, и он начал чувствовать сильный
позыв ко сну. Он пошел домой; но дойдя уже до Петровского острова, остановился
в полном изнеможении, сошел с дороги, вошел в кусты, пал на траву и в ту же
минуту заснул.
В болезненном состоянии сны отличаются часто
необыкновенною выпуклостию, яркостью и чрезвычайным сходством с
действительностью. Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь
процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими
тонкими, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины
подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он
такой же художник, как Пушкин или Тургенев. Такие сны, болезненные сны, всегда
долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже
возбужденный организм человека.
Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему
его детство, еще в их городке. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под
вечер, с своим отцом за городом. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно
такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более
изгладилась, чем представлялась теперь во сне. Городок стоит открыто, как на
ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется
лесок. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой
кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх,
когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так
орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались;
кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи... Встречаясь с ними,
он тесно прижимался к отцу и весь дрожал. Возле кабака дорога, проселок, всегда
пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах
в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь с
зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к
обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую
он никогда не видал. При этом всегда они брали с собою кутью на белом блюде, в
салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он
любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и
старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была
плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и
которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него
был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и
почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее. И вот снится ему:
они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за
руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает
его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб,
их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца
стоит телега, но странная телега.
Это одна из тех больших телег, в которые
впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он
всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми
ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую
гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без
возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была
маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он
часто это видел — надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или
сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так
больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и
по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а
мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень
шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные
большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись,
все садись! — кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым,
красным, как морковь, лицом, — всех довезу, садись!» Но тотчас же раздается
смех и восклицанья:
— Этака кляча да повезет!
— Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобыленку в
таку телегу запрег!
— А ведь савраске-то беспременно лет двадцать уж
будет, братцы!
— Садись, всех довезу! — опять кричит Миколка,
прыгая первый в телегу, берет вожжи и становится на передке во весь рост. —
Гнедой даве с Матвеем ушел, — кричит он с телеги, — а кобыленка этта, братцы,
только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест. Говорю
садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! — И он берет в руки кнут, с наслаждением
готовясь сечь савраску.
— Да садись, чего! — хохочут в толпе. — Слышь,
вскачь пойдет!
— Она вскачь-то уж десять лет, поди, не прыгала.
— Запрыгает!
— Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!
— И то! Секи ее!
Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами.
Налезло человек шесть, и еще можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и
румяную. Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и
посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака
лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас
же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздается: «ну!», клячонка дергает
изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может
справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов,
сыплющихся на нее, как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка
сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь
полагает, что она вскачь пойдет.
— Пусти и меня, братцы! — кричит один
разлакомившийся парень из толпы.
— Садись! Все садись! — кричит Миколка, — всех
повезет. Засеку! — И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от
остервенения.
— Папочка, папочка, — кричит он отцу, — папочка, что
они делают? Папочка, бедную лошадку бьют!
— Пойдем, пойдем! — говорит отец, — пьяные, шалят,
дураки: пойдем, не смотри! — и хочет увести его, но он вырывается из его рук и,
не помня себя, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается,
останавливается, опять дергает, чуть не падает.
— Секи до смерти! — кричит Миколка, — на то пошло.
Засеку!
— Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! —
кричит один старик из толпы.
— Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу
везла, — прибавляет другой.
— Заморишь! — кричит третий.
— Не трожь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись
еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!..
Вдруг хохот раздается залпом и покрывает всё:
кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик
не выдержал и усмехнулся. И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается!
Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к
лошаденке сечь ее с боков. Каждый бежит с своей стороны.
— По морде ее, по глазам хлещи, по глазам! — кричит
Миколка.
— Песню, братцы! — кричит кто-то с телеги, и все в
телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах
свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.
...Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он
видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем
поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу; он не
чувствует, он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой,
который качает головой и осуждает всё это. Одна баба берет его за руку и хочет
увесть; но он вырывается и опять бежит к лошадке. Та уже при последних усилиях,
но еще раз начинает лягаться.
— А чтобы те леший! — вскрикивает в ярости Миколка.
Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую
оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской.
— Разразит! — кричат кругом.
— Убьет!
— Мое добро! — кричит Миколка и со всего размаху
опускает оглоблю. Раздается тяжелый удар.
— Секи ее, секи! Что стали! — кричат голоса из
толпы.
А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар
со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом,
но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы
вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова
вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха. Миколка
в бешенстве, что не может с одного удара убить.
— Живуча! — кричат кругом.
— Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец!
— кричит из толпы один любитель.
— Топором ее, чего! Покончить с ней разом, — кричит
третий.
— Эх, ешь те комары! Расступись! — неистово
вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает
железный лом. — Берегись! — кричит он и что есть силы огорошивает с размаху
свою бедную лошаденку. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было
дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на
землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом.
— Добивай! — кричит Миколка и вскакивает, словно
себя не помня, с телеги. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают
что попало — кнуты, палки, оглоблю, и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка
становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду,
тяжело вздыхает и умирает.
— Доконал! — кричат в толпе.
— А зачем вскачь не шла!
— Мое добро! — кричит Миколка, с ломом в руках и с
налитыми кровью глазами. Он стоит будто жалея, что уж некого больше бить.
— Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! — кричат
из толпы уже многие голоса.
Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком
пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную
морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в
исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже
долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы.
— Пойдем! пойдем! — говорит он ему, — домой пойдем!
— Папочка! За что они... бедную лошадку... убили! —
всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его
стесненной груди.
— Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! — говорит
отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет
перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.
Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту
волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе.
«Слава богу, это только сон! — сказал он, садясь под
деревом и глубоко переводя дыхание. — Но что это? Уж не горячка ли во мне
начинается: такой безобразный сон!»
Всё тело его было как бы разбито; смутно и темно на
душе. Он положил локти на колена и подпер обеими руками голову."