Поиск по этому блогу

26 апр. 2014 г.

Лекция 2.
ПРОПАГАНДА И ИДЕОЛОГИЯ. МАНИПУЛЯЦИИ. ТИПОЛОГИЯ
Напомню, что на первой лекции мы с вами обсуждали, что такое пропаганда, и чем она отличается от пиара, рекламы и агитации. Сегодня мы рассмотрим пропаганду с точки зрения современности, посмотрим на пределы действия пропаганды, а также познакомимся с методами ведения пропаганды.
Итак, определение: пропаганда – распространение идеологических и политических воззрений на аудиторию с целью формирования взглядов, ценностей, представлений, эмоций, идеологии, оказания влияния на поведение человека или общества.
Уже из определения понятно, что пропаганда не может существовать сама по себе. Всякая пропаганда опирается на идеологию. Идеология является базисом для пропагандистской активности.
Что такое идеология?
Классическое определение, которым я рекомендую пользоваться: идеология – это система взглядов и идей, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.
Маркс называл идеологией ложное сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдающиеся за интересы всего общества.
Несмотря на то, что во многих определениях присутствует классовая составляющая, на самом деле идеология может быть и бесклассовой. Например, она может иметь отношение к конкретной социальной группе. Может существовать идеология геев, идеология эмо, идеология самцов, идеология студенчества. Однако в политическом пространстве идеология обычно классифицируется и привязывается к интересам классового общества. А главное, что можно вынести и в определение – политическая идеология обеспечивает реализацию власти.
Политическая идеология не является наукой, поскольку вне зависимости от того, складывается ли она спонтанно, или является искусственным творением, она не подразумевает научной проверки и не объясняет мир с научной точки зрения. Идеология не объективна и никогда не будет объективной, более того, она изначально пристрастна. Если наука занимается синтезом и анализом, то идеология предполагает упрощение. В отличие от науки, оперирующей реальностью, идеология имеет дело с идеальными моделями и конструкциями.
Борьба идеологических концепций – это норма существования различных обществ. По сути дела – это борьба за свой образ жизни. Идеология, в отличие от религии, принимает существование другой идеологии внутри себя, но идеология борется за главенство собственной линии. Конфликтующие идеологии зачастую приводили государства к кровопролитным войнам.
Идеологические концепции в сфере политики довольно четко можно определить:
*        Либеральная;
*        Консервативная;
*        Социалистическая;
*        Националистическая;
*        Фашистская.
В настоящее время в мире господствуют первые три, перемежаясь с четвертой идеологией. Безусловно, доминирующей в развитых странах является либеральная идеология. При этом надо понимать, что все эти определения довольно условны. И каждая страна имеет собственный характер и собственный оттенок.
К примеру, страны Прибалтики, чуть ли не единственные в мире сейчас имеют либерально-фашистскую идеологию. Франция постепенно отходит от идеологии консервативного национализма, свойственного Пятой республике. Польша – страна либерально-консервативная (экономический либерализм соединен со значительной долей консерватизма в укладе поляков). США – страна эталонного либерализма. Однако, эталон этот выглядит довольно непривлекательно. Российская идеология определяется правящей партией как социальный консерватизм. Об этом подробнее.
В России конституционно запрещается введение государственной идеологии. Однако никакая страна не может существовать без идеологии вообще. Если у нее нет своей идеологии, значит, она окормляется чужой, а, чаще всего, и чуждой идеологией. Так было в 1990-е годы, когда в России доминировала идеология американского либерализма. Да-да. На голубом глазу из общества с социалистической идеологией за мгновение попытались сделать общество, живущее американской идеологией. Безуспешно, естественно.
Кстати, статью в Конституции, запрещающую введение государственной идеологии, чаще всего трактуют очень расширительно – что государство вообще не может иметь никакой идеологии. Это неправда, это ложь, и это мнение навязывается теми, кто хотел бы видеть наше государство безыдейным, а значит, без руля и без ветрил. Запрет на введение государственной идеологии лишь означает запрет на то, чтобы одна какая-то идеология официально объявлялась государственной. Вот это – очень правильная мера.
Почему правильная? Потому, что наличие одной официально закрепленной идеологии делает государство и общество немобильным интеллектуально. Демобилизует. Точно так же, как одна – социалистическая – идеология марксизма к концу советского периода демобилизовала общество в СССР и разрушила государственную машину. Идеология имеет отношение к конкретному времени и к конкретному месту, тем более, к конкретному внешнему окружению. И что хорошо было в 20-е годы прошлого века – время господства пролетариата и количественного преобладания крестьян, то стало неприемлемо в конце прошлого века, во время господства Научно-технической революции.
Теперь вернемся к вопросу о современной идеологии. В России идеологическая база сейчас представляет смешанный конгломерат (что естественно для страны, которая в новом формате существует всего 19 лет) из идеологии либерализма (экономическая составляющая), консерватизма (образ жизни), социализма (социальные гарантии). Есть небольшие вкрапления национализма, но они несущественны. И вот эта тройственность идеологии является некоторой проблемой. Поэтому в определении идеологии используется та составляющая, которая безусловно принимается большинством общества. В частности, о либеральной составляющей в идеологии современной России не принято говорить, хотя она крайне сильна.
Как результат получается социал-консервативная идеология. Эта идеология, оформившись, получила и соответствующее название.
Вообще, право на название собственной идеологии наша страна получила, только когда превратилась из интеллектуальной колонии в более-менее независимое государство. И, в том числе, когда превратилась из экономической колонии в тоже более-менее независимое государство. Первое начало происходить с конца 90-х, второе – с тех пор, когда мы расплатились по внешним долгам. Формирование идеологии активно шло в 2004–2006 годах. В настоящее время она называется суверенная демократия.
Пусть в России многие отказывают этой идеологии в праве на существование, но так как и ее противники, и ее сторонники описывают Россию, исходя из отправной точки, и спорят с точкой, которая называется "суверенная демократия", значит, эта идеология существует реально. Эта идеология также сейчас принята во всем мире как русская. Когда политики говорят "суверенная демократия", они имеют в виду Россию. И это хорошо. Суверенными демократиями хотят стать и другие государства, что значит – наш паттерн работает.
Суверенная демократия представляет собой довольно слаженную концепцию. Подробно о ней можно прочитать в школьном учебнике, соавтором которого я являюсь, "Новейшая история России 1945–2008". Вкратце – это главенство демократических прав и свобод в России, обеспечение социальной защиты для неимущих слоев, обеспечение реального суверенитета России, а также отказ от революционных перемен и потрясений. Такой пакт был негласно заключен выборами второго президента России Владимира Путина и перезаключен выборами третьего президента России Дмитрия Медведева.
Никто не говорит и не убеждает, что идеология суверенной демократии является извечной и должна сохраняться в незыблемости, но понимание того, что суверенная демократия – это уже политический факт, с которым в настоящее время надо иметь дело, должно присутствовать обязательно при любой пропагандистской активности в России.
Наличие идеологии суверенной демократии тем более важно, что собственная идеология позволяет поставить заслон пропагандистской активности наших внешних конкурентов.
Пропаганда как оружие
Пропаганда не есть зло и не есть добро. Пропаганда – это всего лишь оружие. Оружие в руках бандита - зло. Оружие в руках стража правопорядка, который защищает от бандита - добро. Оружие позволяет обеспечить свою безопасность, даже не применяя его. Так, атомное оружие нельзя рассматривать как абсолютное зло. Обладание атомным оружием обеспечило безопасность нашей страны в 1950-х годах и продолжает обеспечивать его сейчас. С точки зрения сдерживания и гарантирования своего выживания атомное оружие в руках российского государства является благом. Ядерное оружие в руках террористов или сумасшедших режимов вроде КНДР или США – зло.
С пропагандой ситуация такая же. Пропаганда является средством распространения идеологии, поддержания собственной идеологии и борьбы с враждебной идеологией.
В России общим мнением является тот факт, что либеральная идеология по-американски является враждебной российскому общественному сознанию, да и государственной машине.
Фашистская идеология также инвариантно является врагом российского общества и государства.
Националистическая идеология, при всех ее плюсах, на российской почве может взращиваться крайне осторожно. Существующие же националистические идеологи, во многом, имеют довольно серьезную склонность к радикализации и, как следствие, к крену в фашистскую идеологию.
Что касается социалистической идеологии, то Россия имеет серьезные коммунистические традиции, но, поскольку коммунизм является в настоящее время ортогональной направляющей текущему развитию страны, социалистическая идеология также должна восприниматься крайне осторожно.
Очевидно, что из всего вышеперечисленного только консервативная идеология не является природно-враждебной современной российской идеологической доктрине.
Для обеспечения существования российского общества и российского государства необходима постоянная пропагандистская работа и контрпропагандистская деятельность.
В настоящее время пропаганда в России не проводится системно. Контрпропагандистские мероприятия являются ситуативными и зависят от остроты угрозы. Причина этого, как мы говорили на первой лекции, в наследии советской пропагандистской машины.
Советская пропаганда базировалась на устаревшей идеологии и транслировала свои мессиджи обществу, утратившему доверие, а также часто занималась умалчиваниями, что в обществе, постепенно открывающемся внешнему миру, вообще недопустимо. Более того, советская пропаганда, за исключением военной составляющей, не учитывала и не имела дела с психологическими особенностями общества. "Мы не знаем общества, в котором живем", – слова Андропова, повторенные затем неоднократно, демонстрируют тот критически важный провал, который не учитывала и не могла учесть пропаганда.
Пропаганда в СССР не была наукой, она была собранием догм и благих пожеланий. В результате к 1990-м годам пропаганда дискредитировала себя полностью. И тогда, когда на Западе за пропаганду принялись именно с научной точки зрения, в России от использования пропаганды практически отказались. Как потом выяснилось, зря.
Пропаганда и манипуляция
Обмен информацией между отправителем и реципиентом может содержать в себе:
*        Информирование;
*        Манипуляция;
*        Убеждение.
Одно из основных обвинений в отношении пропаганды заключается в том, что пропаганда – это способ манипуляции. Но манипуляция – это лишь одна из составляющих пропаганды. Причем, составляющая, существенно проигрывающая по своей эффективности другим.
Манипуляция как составная часть пропаганды подробно разобраны специалистами. Те же Аронсон Э., Пратканис Э.Р. В книге "Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление", а также Бессонов в работе "Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения" много внимания уделяют именно этой стороне пропаганды.
В контексте пропаганды под манипуляцией понимается искусство скрытно управлять поведением индивида или общества с помощью целеустремленного воздействия на психологию, сознание и инстинкты. Общество в таком случае оценивается как не способное к рациональному мышление. И духовное окормление общества должна, таким образом, осуществлять элита, которая знает, куда вести и чего бояться.
Дело в том, что в нашей ситуации элита не знает, куда идти самой и чего бояться самой. Чтобы транслировать собственные знания, их, прежде всего, надо иметь. Наконец, подобный уровень пропаганды попросту недоступен ни организаторам, ни исполнителям пропагандистской работы в нашей стране.
Еще раз – пропаганда как наука у нас не была развита, а пропагандисты, которые относились к ней как к искусству, умерли еще годах в 50-х – 60-х. В результате у нас есть много ремесленников и, практически, нет мастеров. В нашей стране пропаганда через манипуляции имеет крайне малые перспективы в ближайшее время.
Это верно еще и потому, что, в отличие от полузакрытого СССР, Россия живет в открытом обществе, которое окружают в смысле пропаганды зубры типа США и Британии. Там как раз пропаганда построена, в том числе, и на манипуляциях. Там есть и специалисты по манипуляциям.
Поэтому оптимальным в современных условиях я считаю пропаганду через информирование и через убеждение. Подробнее об этом, а также о манипулировании мы поговорим позже, когда будем рассматривать характеристики российского общества. Пока же на этом сделаем небольшой перерыв и перейдем к типологии пропаганды.
Кстати, от применяемого способа пропаганды зависят и принципы пропаганды. В частности, у убеждения свои принципы, у манипуляции – свои. У информирования – также свои. Позже, разбираясь с каждым способом пропаганды в отдельности, мы рассмотрим и принципы.
Типология пропаганды
По эмоциям
Позитивная – выполняет информационную, разъясняющую и убеждающую роль.
Негативная – выполняет компрометирующую роль, служит механизмам манипуляции.
"Архитектурная"
Пропаганда созидания убеждает в необходимости и целесообразности строительства чего-то нового (института, общества), призывает присоединиться к строительству. Не всегда может рассматриваться как позитивная.
Пропаганда разрушения убеждает в том, что у нас есть враг, и этот враг порочен, а также злоумышляет против нас. Не является однозначно негативной.
Пропаганда разделения убеждает, что "мы не такие как они", разжигает рознь. Может рассматриваться в позитивном плане в случае военного конфликта.
Пропаганда устрашения – убеждение вероятного противника в собственной экономической мощи. Имеет влияние и на внутреннюю аудиторию.
Пропаганда отчаяния – подчеркивает безнадежное положение вероятного противника, побуждает его сдаться. Не может применяться на собственное население.
Пропаганда героизма – призывает к объединению вокруг тех или иных ценностей, демонстрирует примеры, к которым надо стремиться, делает возможным более легкое перенесение трудностей. Обычно носит позитивный характер.
Пропаганда просвещения – информирование населения о действиях руководства, партии, государства, рекламирует образ жизни. Может быть и позитивной и негативной.
Цвет пропаганды
Белая пропаганда – официальная пропаганда, ссылающаяся на официальные источники, верифицируемая, открытая, не маскирующая своих целей.
Серая – часто не ссылается на источники, использует подтасовки фактов и применяет методы комментирования для обоснования и навязывания собственных мнений, часто скрывает свои цели.
Черная – всегда скрывает свои источники информации и цели. Основана на лжи.

23 апр. 2014 г.

Павел Данилин (шеф-редактор Кремль.Орг) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (цикл лекций)

ПРОПАГАНДА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Лекция 1. Вступление
ЧТО ТАКОЕ ПРОПАГАНДА?
Понятно, что я человек, политически ангажированный, и выступаю как сторонник действующей власти, а также партии "Единая Россия". Этим будет обуславливаться и некоторая направленность нашей с вами практической работы. Тем не менее, идеологическое однообразие совершенно не приветствуется, а плюрализм мнений не является препятствием, а напротив, помогает при усвоении курса лекций и практического применения пропаганды.
Особенности курса
Курс моих лекций называется "Политическая пропаганда: новые технологии", и могу без лишней скромности сказать, что этот курс будет во многом уникален для нашей образовательной системы. Дело в том, что в течение длительного времени говорить о пропаганде иначе, кроме как в уничижительных тонах, было не принято. Причины этого заключаются в особенностях формирования нашего государства и уже – политической системы.
Однако в последнее время произошла резкая переоценка содержания политической работы. Этому помог и тот факт, что, в отличие от современной России, пропаганде за границей уделялось и уделяется огромное внимание. В результате и нашим политикам стало очевидно, что необходимо отказываться от старых клише и заниматься пропагандой на новом уровне. Как результат первой волны интереса к пропаганде – курс, который я имею честь вам читать.
К сожалению, в преподавании нам будет трудно опираться на уже существующие учебники и пособия. Причина здесь заключается в том, что адаптировать под русскую политическую культуру американский или западноевропейский курс по пропаганде практически нереально. А что касается российских аналогов, то до сих пор мы пользуемся наследием Советского Союза.
Тут необходимо объяснить, что имеется в виду. В СССР пропаганда преподавалась в двух ипостасях – в гражданской и в военной.
Гражданская пропаганда имела своей основой марксистско-ленинскую идеологию и была абсолютно догматизирована. Переполнена штампами. Некритична к реальности.Построена на лжи. Книги по этой дисциплине сейчас не сохранили своей актуальности совершенно, так как не отражают не то что современности (что неудивительно – так как написаны они были 30 и более лет назад), но и даже тогдашних классовых реалий. Грубо говоря, они непрофессиональны. Пропагандистами были тогда парторги и комсорги. Наши родители еще помнят партсобрания, на которых все было выхолощено, скучно и казенно.
Военная же пропаганда имела в виду работу с войсками противника и с собственными войсками. Так называемые политруки были столь же некомпетентны, как и парторги. Реально пропагандой они не занимались. Их деятельность была профанирована.
Конечно, здесь я во многом утрировал, чуть позже мы познакомимся и с достижениями советской пропаганды, которые все-таки нельзя отрицать. Но для нас важно то, что система подготовки пропагандистских кадров была довольно таки разболтанной и негодной. Об этой системе мы также поговорим на следующих лекциях, пока же кратко остановимся на литературе, которую использовали в СССР.
Главной работой для всех военных и штатных пропагандистов считается "Психологическая война. Подрывные действия империализма в области общественного сознания"Дмитрия Волкогонова, издание 1983 года. Уже из названия очевидно, что книга эта посвящена лишь одной из составных частей пропаганды – а именно – военной контрпропаганде.
Из книг, которые, в принципе, небезынтересны для чтения, можно упомянуть следующие: Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. – М.: Политиздат, 1977; Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики. – М.: Мысль, 1974; Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе. – М.: Высшая школа, 1987; Свечников П.В. У истоков партийной пропаганды. – М.: Московский рабочий, 1978; Проблемы социальной психологии и пропаганды. – М.: Политиздат, 1971
Пожалуй, наиболее ценной здесь является реферат работы Г.С. Джууэтта, В. О'Доннел. Пропаганда и внушение. – М., 1988. Реферат К.С. Гаджиева. Его можно легко найти в интернете.
После распада СССР, как я уже говорил, пропаганда стала словом ругательным. Этому способствовала как ненависть нового руководства к реликтам КПСС, как недооценка важности пропаганды для обеспечения интересов государства и, уже – властной элиты, так и появление и модное увлечение политическим пиаром. Пиар, пришедший как наука с Запада, противопоставлялся пропаганде, как пережитку совка. Лишь позже пришло осознание, что политический пиар и политическая пропаганда не противоречат, а дополняют друг друга.
Отсутствие новых разработок с одной стороны, привело к тому, что практически все исследования по пропаганде свелись лишь к изучению infowar – психологической войны, или представляли собой анализ массовой психологии. Конечно, падение железного занавеса привело к тому, что на российском рынке появились исследования по пропаганде, сделанные за рубежом. Однако общей картины это не меняло, хотя ряд работ, появившихся с тех пор, представляют собой безусловный интерес. Активно наша тема развивалась на постсоветском пространстве на Украине. Сморите работы: Морозов А.М. Психологическая война. – Киев, 1996; Почепцов Г. Психологические войны. – "Рефл-бук". М., 1999.
А также эти переводные издания: Энтони Р. ПратканисЭллиот Аронсон Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление; ВойтасикЛ. Использование психологии в системе пропаганды.
Появились и отечественные разработки: Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама; Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – "Орияны". Киев, 2000. Особенное внимание я бы хотел обратить на реферат М.В. Киселева Психологические аспекты пропаганды.
В результате сейчас, когда необходимость в систематизации знаний по государственной пропаганде налицо, у нас в стране нет ни одного полноценного учебного пособия по данной проблематике. Так что мы с вами будем восполнять этот недостаток в ходе наших с вами лекций. Итак, к лекции.
Формат лекций
Исходя из вышесказанного, а также из того, что мы живем в обществе традиционном, значительный объем лекций будет посвящен тому, что я буду давать объем минимальных знаний, необходимых для пропагандиста. То есть, читать курс лекций в надежде на то, что он вам будет интересен, или, что вы будете его, по крайней мере, записывать. Итак, первый и главный формат – чтение лекции.
Но, так как мы живем в стране современной, где интернет развит особенно, то во многом мы будем использовать интернет. В частности, именно через интернет мы с вами будет интерактивно общаться. На лекции у меня нет времени отвечать на вопросы из зала – может быть, на два-три в конце. Но у меня есть блог, в котором будут появляться краткие саммари лекций, и куда вы сможете адресовать свои вопросы. Итак, формат интерактивный – через блогосферу.
Формат третий – западный формат. Он пока плохо приживается у нас в России, а для нового курса вообще неприемлем. Но частично использовать его, я считаю, в нашем с вами предмете необходимо. Это кейсовый формат. От слова кейс – case – случай, обстоятельство. То есть, берется конкретный случай, а потом анализируется в применении к предмету. Подобный подход, конечно же, наиболее интересен для студентов, но требует серьезной начальной подготовки. Поскольку оной мы не имеем, то к кейсам будемприбегать постольку поскольку. Например, на розданных вам листочках указан кейс. Основа этого кейса – анализ и разбор работы с пленными американцами в годы войны во Вьетнаме. Предложение же по вашему включению – это представить, какие цели и задачи поставило бы перед собой ЦРУ в 80-х годах прошлого века, чтобы приблизить развал СССР. То есть, по аналогии с разбором первого кейса, предлагается написать собственный кейс.
Также я надеюсь, что у нас будут семинары, на которых мы займемся изучением практики пропагандистской работы.
Итак, теперь, после того, как все вводные вопросы урегулированы, наконец, приступим к изучению самого предмета, ради которого мы сюда сегодня и собрались.
Определение и классификация
Пропаганда (от лат. propaganda – распространение). Существует множество определений того, что же такое пропаганда. Для целей нашего курса мы будем использовать нейтральное определение: пропаганда – распространение идеологических и политических воззрений на аудиторию с целью формирования взглядов, ценностей, представлений, эмоций, идеологии, оказания влияния на поведение человека или общества.
А чем же тогда пропаганда отличается от Пиара? Разве пиар не влияет на поведение человека? Например, средствами пиара можно заставить приобрести тот или иной предмет, зачастую ненужный? Чем пропаганда отличается от агитации? Например, агитация воздействует на электоральное поведение, как человека, так и общества? И есть ли вообще она – эта разница?
Скажу сразу, что есть специалисты, которые не видят никакой разницы между пиаром и рекламой, агитацией и пропагандой. Есть также специалисты, которые считают агитацию частью пропаганды. Есть те, кто считают пропаганду частью пиара. Однако наиболее справедливо было бы разделять эти понятия.
Объясню на примерах. Избранный недавно президент США имеет черных предков. Посредством средств пиара народ США удалось убедить в том, что Обама достоин быть кандидатом в президенты. Через агитацию народ США удалось убедить проголосовать за Обаму на выборах. Но только пропаганда толерантности и равноправия чернокожих и белых, которая велась в течение более чем полувека, позволила сложиться обстоятельствам, при которых вообще стал возможным факт участия не белого не WASP'а в высшей политике США.
Аналогичная ситуация была недавно в России. Возьмем 1993 год – референдум о доверии Ельцину и Верховному совету. Средствами пиара и агитации были обеспечены явка на выборы и соответствующее голосование. Но только средства пропаганды сделали необратимым выбор демократического пути развития российского общества. Именно пропаганда демократии и рынка так изменили мировосприятие недавно советских людей, что их голосование продемонстрировало – возвращения в СССР не будет.
Таким образом, надо выделять пропаганду как самостоятельную часть системы политических коммуникаций.
Эта система состоит из трех составляющих:
1.      Реклама и агитация;
2.      Пиар (Паблик Рилейшнз, общественные отношения);
3.      Пропаганда.
Каждая из них выполняет свою роль.
Политическая реклама и агитация – процесс информационного воздействия на массы с целью побуждения к определенному политическому поведению. В частности, речь может идти о побуждении к голосованию определенным образом.
Политический пиар – процесс формирования отношения к тому или иному персонажу, политической структуре, их действиям.
Политическая пропаганда занимается работой с массовым сознанием или с сознанием определенной аудитории (ЛОМов – лидеров общественного мнения) с целью популяризации идеалов, целей, желаний.
Методы воздействия на массовое сознание во всех трех случаях не отличаются. Но очень существенно отличаются цели и стратегии их достижения.
Реклама и агитация занимаются в основном мобилизацией сторонников, а также побуждением сторонников к удовлетворению собственных желаний.
Пиар занимается подготовкой массового сознания к тому, чтобы воспринять пропагандистскую активность, а также к тому, чтобы, после восприятия пропаганды, поменять свою идентичность или принять предлагаемую идентичность.
Пропаганда, в свою очередь, занимается, в отличие от агитации, не побуждением, а убеждением, и, в отличие от пиара, не разравниванием поля, а засеванием его семенами.
Агитация и реклама чаще всего направлены на сторонников.
Пиар работает как со сторонниками, так и с "чистым полем" – неопределившимися.
В отличие от агитации и рекламы пропаганда имеет дело, как со сторонниками, так и с противниками, так и с неопределившимися – болотом.
В политической системе все эти составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы, а иногда, одни перетекают в другие.
Условно говоря, можно представить схематическое изображение системы политических коммуникаций:
АКТОР (государство)
СПК (система политических коммуникаций)
Пиар +++ Пропаганда +++ Реклама
Формирует доверие +++ Формирует убеждения +++ Побуждает к голосованию
Давайте возьмем в качестве примера Россию, 1999 год. Страна на грани развала, президент периодически недееспособен. Появляется молодой и энергичный премьер-министр.
Методами пиара до населения доносится мессидж (послание), что молодой премьер не чета старому президенту, что он энергичен, эффективен и вообще...
Методами пропаганды до населения донесли мессидж, что молодой премьер разделяет одни и те же ценности, что и все общество – ценности суверенитета, социальной справедливости и т.п., что он видит те же язвы, которые обличает и все общество – бедность, засилье олигархов и др.
Методами агитации население было побуждено к голосованию за молодого премьера. Так Владимир Путин победил в первом туре выборов в 2000 году.
Структура пропагандистского мессиджа
Пропаганда обязательно имеет адресанта (актора). От имени кого и в пользу кого исходит тот или иной мессидж.
Мессидж представляет собой информационное сообщение.
Оное сообщение передается посредством источника информации.
Источник информации доносит ее до адресата (реципиент).
Успех пропагандистского мессиджа приводит к изменению ценностей, убеждений, взглядов адресата.
Результатом пропагандистского мессиджа являются нужные адресанту (актору) действия.
Таким образом, в идеале схема пропагандистского мессиджа выглядит следующим образом:
Актор – Информация – Источник информации – Реципиент – Изменение поведения Реципиента – Действие, выгодное Актору
В качестве примера можно рассмотреть пропагандистскую активность в день начала Великой Отечественной Войны.
Актором 22 июня 1941 года являлся председатель правительства СССР Вячеслав Молотов.
Информация, которую он сообщал – текст объявления о начале войны с Германией.
Источником информации служило самое массовое СМИ того времени – радио.
Реципиентом был Советский народ.
Мессидж содержал призыв к обороне СССР, а также лозунг "Наше дело правое, победа будет за нами!"
Успешность мессиджа доказывает моментальное и тотальное изменение сознания Советского народа, повышение тревожности, обеспокоенность за судьбу Родины, вера в собственную правоту и в собственную победу.
Результатом мессиджа стала повышенная готовность к мобилизации Советского народа – военкоматы были заполнены добровольцами.
Не стоит недооценивать значение пропаганды.
Пропаганда – это самая дешевая по государственным меркам система обеспечения государственной безопасности. Президент США с 1963 по 1973 г.г. Ричард Никсон как-то сказал, что считает 1 доллар, вложенный в пропаганду и информацию, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно. А по итогам Второй Мировой войны анализ эффективности пропагандистских мероприятий показал, что один доллар, вложенный в пропаганду с умом, по своей отдаче мог спасти несколько человеческих жизней и был равнозначен нескольким сотням долларов, потраченных на обучение солдат или на их вооружение.
Впрочем, о пропаганде времен Второй мировой войны, равно как и об истории пропаганды в целом мы с вами поговорим на следующей лекции.
Сегодня же я бы попросил вас еще раз посмотреть на листок с первым кейсом, который вам дан. Здесь приведена таблица. Левая колонка заполнена, в правой есть только постановка задачи. Я предлагаю вам взять ее домой и заполнить ее самостоятельно. После чего обязательно ее сохранить до конца курса лекций. В самом конце я дам вам последний кейс – он будет похож на этот. И по итогам рассмотрения последнего кейса вы сможете сравнить то, что писали сегодня, с тем, что вы напишете потом. Вы увидите, насколько велик будет ваш прогресс.
Теперь по поводу вопросов. Как я уже говорил, вы можете задавать мне их в интернете на моем блоге. Внизу странички с кейсом указан мой адрес в Живом Журнале.http://leteha.livejournal.com/