Поиск по этому блогу

12 дек. 2013 г.

Чемодан номер один

Журналист Наталия Осс — о приключениях рекламного сундука


Чемодан номер один
Наталия Осс. Фото: Максим Мармур
Столица сдалась чемодану с фирменным логотипом без боя. Неделю назад общественность обнаружила конструкцию. Она, правда, появилась там чуть раньше, но не всякий человек ходит каждый день по делу на Красную площадь, так что слона 9 м в высоту и 30 в длину не сразу приметили. Выходные прошли под знаком вопроса — «Что это за чемодан, придавивший собор Василия Блаженного и башни Кремля?!» К вечеру понедельника разгорелся скандал, во вторник парламентарии требовали убрать чемодан из сакрального места, а журналисты ругались и искали хозяев потерянного багажа. Вечером того же дня хозяин негромко заявил о себе — ГУМ сообщил представительству LV в России о необходимости демонтировать объект. Казалось, гражданское общество одержало победу над химерой гламура.
К утру среды стало широко известно, что чемодан еще и нагружен благотворительными смыслами — деньги за билеты на выставку «Душа странствий», где будет представлен багаж великих людей, пойдут в фонд помощи детям Натальи Водяновой. И тогда чемодан стали жалеть — ВВЦ и парк Горького предложили принять его у себя, а общественность резко переменила мнение: что, дескать, плохого в веселом ярмарочном павильоне в пользу детей? Мавзолей на Красной площади вас не смущает, а к культурной акции европейского уровня вы прицепились!
Любовь Москвы не быстрая, но верная и чистая. То, что столица так поддалась чемоданному настроению, говорит о москвичах скорее хорошо — как о людях добрых, эмоциональных, с чувством юмора. И на новости о демонтаже объекта горожане с гражданской позицией отреагировали даже с возмущением.
Возможно, в тот момент, когда вы читаете эти строки, чемодан уже едет на «Сапсане» в Петербург. Или плывет по Волге-реке. Или вырастает на берегу Байкала. Или прячется в глухой тайге, возле стратегически важного газопровода. Или пересекает границу, улепетывая от Следственного комитета и унося в своем потайном отделении наворованные деньги. Если уж мы кого полюбим, то это навсегда. Как гоголевский нос, чемодан разгуливает сам по себе. Не важно, кто был его хозяином изначально, — чемодан навечно прописался в России. От него не избавиться, он навязчиво лезет в глаза, как в хичкоковском фильме «Окно во двор», где убийца несколько дней выносил из квартиры останки жены в чемодане.
Да, именно эти чемоданы падают на ленту в аэропорту Ниццы, когда разгружается «русский рейс», они летят в багажных отсеках частных самолетов российских чиновников и предпринимателей. Может быть, даже и снабженные монограммой, как саквояж князя Владимира Орлова, по образцу которого выстроен скандальный павильон. Это снизу, с брусчатки видно, как нелепы московские старухи с их потертыми сумками и стоптанными ботами на фоне княжеского саквояжа. Сверху эти детали не особенно заметны, как и проблемы детей, опекаемых фондом Водяновой. 
Благотворительность в Европе — норма, ей всегда покровительствуют модные бренды, знаменитости в обязательном порядке патронируют гуманитарные проекты. Но на благотворительных мероприятиях в развитых странах собирают деньги на чужих детей и чужие проблемы. Золотой миллиард помогает страждущим из третьего мира. В России благотворители собирают деньги на своих, местных детей и взрослых. Европейские гуманитарные практики у нас переворачиваются с ног на голову — тут содержанка коррупционера идет на благотворительный вечер, чтобы пожертвовать свои серьги в пользу бедных, которых грабит ее благодетель. Чемодан привлек лишнее внимание к этой изнанке красивой русской жизни.
И размер все-таки имеет значение. Если бы саквояж был чуть меньше, никто бы не задавался проклятыми вопросами — сколько стоил? кто разрешил? кто платил? кому платил? почему нарушен закон? а куда смотрели раньше? кто все эти люди, которые распоряжаются Красной площадью? Выставка открылась бы, как и было запланировано, вернисажем и приватным ужином с Бернаром Арно, а потом бы начала работать для всех желающих. По этому сценарию проходят сотни модных вечеринок в Москве, Петербурге и Сочи. Большие деньги сосредоточены в руках небольшой группы людей, деньгам и людям нужно где-то встречаться, и чемоданы — не худший повод для вечеринки. Лучше, чем белье или крем для лица. А ведь и на крем тоже ходят. 
Конечно, Красная площадь в ее нынешнем виде не приспособлена для хранения такого крупногабаритного багажа. Здесь и так тесно от конфликтующих идеологий. Мавзолей и могилы у Кремлевской стены напоминают, что страна родилась в 1917-м и существует в большевистской концепции, кремлевские башни с двуглавыми орлами и статус Кремля как средоточия высшей власти, напротив, сообщают, что Россия до сих пор — великая империя, гумовский каток, в свою очередь, предлагает не затрудняться сложными государственными вопросами, а надеть коньки и сделать вид, что мы в Европе. Чемодан с его имперством (багаж великих князей) и европейскостью (мода, благотворительность, аттракцион) окончательно запутывает дискурс.
Как известно, «дискурс обрамляет гламур и служит для него чем-то вроде изысканного футляра» (как не процитировать Виктора Олеговича Пелевина, если уж на сундуке его инициалы — PWO, по случайности совпадающие с инициалами клиента марки Prince Wladimir Orlov). В данном случае всё произошло с точностью до наоборот — в чемодан легко поместился весь актуальный русский дискурс. Не больно-то и велик. А чемодан, над которым сейчас нависли строительные краны, так и остался неуязвимым и закрытым.
 Между тем внутри этого рекламного коня должен был выставляться интересный экспонат — чемодан Пьера де Бразза, итальянского графа, французского колонизатора и общечеловеческого гуманиста, именем которого назван город Браззавиль в Конго. Он фактически создал колонию в экваториальной Африке, составившую треть территории метрополии, покорил аборигенов без единого выстрела, свято верил в цивилизаторскую миссию Франции. Чемоданчик де Бразза удобный, красивый, с раскладушкой в классическую полоску. Есть и примечательная картинка, где колонизатор общается с туземцами, предлагая им, очевидно, новый дискурс. Но нет картинки, изображающей, как вслед за романтиком Браззом приходят в Африку концессионеры и превращают туземцев в рабов.
Если бы Россия была сама себе интеллектуальной метрополией, то, конечно, судьба чужого модного багажа, даже циклопического размера, никогда бы не стала проблемой федерального уровня. Постоял бы тихо где-нибудь в Сокольниках и домой пошел. Но разве могли добрые русские люди обойти вниманием чемодан, в котором так много стеклянных бус.

11 дек. 2013 г.

Государство добавит 51 млрд на аэропорты и дороги к ЧМ-2018

Минтранс предлагает выделить из федерального бюджета дополнительные деньги на развитие транспортной системы регионов


Государство добавит 51 млрд на аэропорты и дороги к ЧМ-2018
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Правительство предлагает увеличить на 51 млрд рублей объем  бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года. Речь идет о модернизации аэропортов и автодорожной сети в регионах — участниках чемпионата.
Минтранс подготовил поправки в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», согласно которым из федерального бюджета будут выделены дополнительные средства на подготовку к ЧМ. Субсидии предоставляются на «софинансирование», то есть при условии, что часть средств на реализацию того или иного проекта заложена в бюджете субъекта РФ, подчеркнули в Минтрансе.
В ведомстве также пояснили, что поправки в ФЦП основаны на утвержденном в начале декабря бюджете на 2014 год и на плановый период до 2016 года, а также на постановлении правительства о программе подготовки к чемпионату мира по футболу. Согласно этой программе, общая смета подготовки к мероприятию составляет 664 млрд рублей, включая средства частных инвесторов. Проекты по строительству и реконструкции транспортной инфраструктуры (337 млрд рублей в общей сложности в 2013–2018 годах) включают реконструкцию аэропортов, улично-дорожной сети, а также городского пассажирского транспорта.
По подпрограмме «Автомобильные дороги» субъектам РФ будет выделено из федерального бюджета 30,7 млрд рублей на софинансирование строительства дорог регионального значения, говорится в поправках к ФЦП. Основная часть субсидий придется на 2015–2017 годы, на 2014 год в бюджет заложено всего 3 млрд рублей. В основном, согласно программе подготовки к ЧМ, речь идет о подъездах к аэропортам и стадионам.
— В рамках подготовки дорог к проведению мундиаля запланирован большой объем строительства, реконструкции и ремонта магистралей. При этом к 2018 году доля федеральных трасс в нормативном состоянии будет доведена до 90%. То есть по сравнению с этим годом увеличится почти в два раза, — отметили в Федеральном дорожном агентстве Минтранса (Росавтодор). — Помимо средств федерального бюджета для осуществления этих проектов планируется привлечение частных инвестиций в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства.
В агентстве также подчеркнули необходимость развития к 2018 году системы объектов придорожного сервиса. Это позволит увеличить туристическую привлекательность и сделать поездку для автомобилистов и их пассажиров более комфортной, напомнили в Росавтодоре.
Еще 20,6 млрд рублей, говорится в материалах Минтранса, государство потратит на развитие аэродромной инфраструктуры аэропортов (эти средства проходят по подпрограмме «Гражданская авиация»), в том числе 5,6 млрд рублей уже в 2014 году. Как рассказали в Росавиации, именно эту сумму агентство запрашивало на модернизацию аэропортов в городах — участниках чемпионата, кроме аэропортов московского авиационного узла, для которых выбрана иная схема финансирования, а также аэропортов Сочи и Казани, которые модернизируют к другим мероприятиям.
Согласно программе подготовки к ЧМ, из средств федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных источников будут финансироваться развитие Кольцово (Екатеринбург), Храброво (Калининград), Курумоча (Самара), аэропортов Волгограда, Нижнего Новгорода, Саранска, а также строительство нового аэропортового комплекса «Южный» в Ростове-на-Дону. Создание и реконструкция объектов, входящих в состав имущества питерского аэропорта Пулково, планируется за счет средств частных инвесторов.
— Ничего критичного в увеличении субсидий на транспортную инфраструктуру нет, — считает глава аналитического транспортного портала InfraNews Алексей Безбородов. — Жаль только, что зачастую проекты точечные и несистемные. После проведения чемпионата многие из них окажутся не нужны, пассажиропоток не будет достаточным.
Социальный блок правительства и профсоюзы настаивают на ограничениях в использовании иностранцев на строительстве стадионов для чемпионата мира по футболу


Закон о подготовке к чемпионату мира по футболу-2018 (ФЗ-108), принятый минувшим летом, следует существенно переработать, поскольку он принимался с многочисленными процедурными нарушениями. Решение внести поправки в закон было принято на прошедшем 25 октября под руководством курирующего социалку вице-премьера Ольги Голодец заседании Трехсторонней российской комиссии (ТРК), куда входят представители работодателей, профсоюзов и правительства. Подробности заседания «Известиям» рассказал президент Конфедерации труда России (КТР) Борис Кравченко. 
Закон о ЧМ-2018, напомнил Кравченко, не выносился на обсуждение и согласование ТРК. В результате, по его словам, принятый вариант закона поставил в «рабское положение» десятки тысяч рабочих, задействованных непосредственно на строительстве новых стадионов, а также других сотрудников госпредприятий и компаний-спонсоров. 
Как сообщил Кравченко, на заседании ТРК Ольга Голодец раскритиковала принятый закон, заявив, что Минспорта внесло в Госдуму иной вариант закона, который не рассматривался в правительстве. Поэтому участники совещания приняли решение о существенной переработке уже принятых положений.
В комитете Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи, через который вносился данный закон, оперативно ответить на вопросы «Известий» не смогли.
По данным КТР, на строительстве стадионов для ЧМ-2018 будет задействовано 75–100 тыс. рабочих и в соответствии с ФЗ-108 на них не будут распространяться некоторые нормы Трудового кодекса. К примеру, подрядчики смогут не платить работникам сверхурочные за работу в ночное время или в выходные. Кроме того, компании, связанные с проведением ЧМ-2018, получили право использовать иностранцев в качестве волонтеров в любых количествах без ограничений и уведомлений соответствующих органов, осуществляющих контроль. Профсоюзы считают такое положение недопустимым, об этом же говорили и на заседании ТРК у Голодец.
— Все положения, в том числе и изменения в Трудовой кодекс (ст. 35.1), должны быть отменены, такое решение принято на комиссии, — рассказывает Кравченко. — По сути, закон будет разрабатываться заново, но уже с участием профсоюзов.
Российские профсоюзы, еще летом осудившие принятый закон, получили поддержку и на международном уровне. Генсек Международной конфедерации профсоюзов Шэрон Барроу заявила, что с принятием закона Россия встала в один ряд с Катаром и Бразилией, «печально знаменитыми из-за эксплуатации трудящихся» при подготовке чемпионатов мира. 
— Если закон не изменят, то в России останется законодательная возможность бесконтрольного ввоза и привлечения дешевой рабочей силы, — считает специалист по трудовым спорам адвокат Александр Островский. — Принимать и увольнять их с работы по этому закону можно без уведомления ФМС и трудовых инспекций. Отказ государства от контроля за процессом перемещения, найма и организации труда среди мигрантов неизбежно приведет к всплеску преступности.
Гавхар Джураева из правозащитного центра «Миграция и закон» говорит, что этого допустить нельзя, потому что мигранты и так самые незащищенные работники: 
— Их используют, а потом выкидывают на улицу, не заплатив ни копейки, у нас сотни таких историй с гражданами Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. А теперь, получается, рабский труд мигрантов при строительстве объектов ЧМ-2018 вообще узаконили.
В профсоюзах считают, однако, что закон ударил прежде всего по россиянам.
— Он подрывает национальный рынок труда, ведет к снижению уровня заработных плат, законодательных гарантий в области трудовых отношений, к росту уровня безработицы среди населения страны, — перечисляет профсоюзный активист Александр Лехтман.
Массовые переработки и отсутствие контроля могут привести к нарушениям норм безопасности труда, считают в КТР. В прошлом году в результате прокурорской проверки в Татарстане половину из 50 субподрядчиков строительства стадиона в Казани оштрафовали за несоблюдение норм охраны труда. Трудовая инспекция в Казани зафиксировала там два смертельных случая при строительстве стадиона. Еще трое рабочих погибли и несколько были ранены при строительстве стадиона в Санкт-Петербурге.

Отсюда вопрос, зачем было принимать закон с "многочисленными процедурными нарушениями" чтобы потом "разрабатывать его заново"...ответ очевиден.

10 дек. 2013 г.

Генпрокуратура считает, что в «Сколково» могут украсть еще 125 млрд

Прокуроры обнаружили многочисленные махинации в наукограде, однако никаких последствий для руководства фонда это иметь не будет


Генпрокуратура считает, что в «Сколково» могут украсть еще 125 млрд
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
После того как Генпрокуратура нашла в фонде «Сколково» нарушения на 22 млрд рублей, под проверку силовиков могут попасть более двух десятков российских и западных компаний, которым наукоград фактически бесконтрольно раздавал десятки и сотни миллионов рублей в виде грантов, займов и по сомнительным контрактам. Теперь Генппокуратура опасается, что в наукограде могут пропасть еще 125 млрд рублей, которые планируется выделить в ближайшие годы из бюджета на его развитие.
По подсчету прокуроров, с 2010 по 2012 год фонд получил из бюджета около 50 млрд рублей, которыми его руководство распоряжалось фактически бесконтрольно. Выяснилось, что деньги выводились из «Сколково» с помощью теневых финансовых схем: в офшоры, на счета фирм-однодневок, аффилированных компаний и грантополучателей.
Источники «Известий» в правоохранительных органах рассказали, что на счета иностранных компаний Urlich F Kunz & Partners AG, Jurong Consultants Pte Ltd, UBS Swiss Financial Advisers AG, Maxmakers Ltd, Valode & Pistre Management SA, Pierre De Meuron фондом «Сколково» было перечислено за период с 2010 по 2011 год около 52,4 млн рублей. Кроме того, 93,5 млн рублей было переведено на счет российского филиала АО «Ренова менеджмент АГ» (Швейцария). Председатель совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг одновременно является президентом фонда «Сколково». 
Большинство иностранных фирм, получавших деньги «Сколково», оказывают консалтинговые услуги. Urlich F Kunz & Partners AG — международная консалтинговая компания со штаб-квартирой в Швейцарии, занимается разработкой стратегий и бизнес-планов, управлением проектом, мониторингом, временным исполнительным управлением, личным коучингом. Компания Jurong Consultants Pte Ltd — один из крупнейших мировых консалтеров и девелоперов промышленных парков и экономических зон. Эта фирма с прошлого года консультирует правительство Ставропольского края. 
UBS Swiss Financial Advisers AG — дочерняя компания UBS AG, созданная для обслуживания лиц, заинтересованных в счетах в Швейцарии, и зарегистрированная в США в качестве инвестиционного консультанта по ценным бумагам. 
По данным прокуроров, еще около 5,7 млрд рублей было распределено в виде грантов среди «своих» грантополучателей еще до того, как фонд вообще определил порядок распределения дотаций. 1,2 млрд рублей ушло грантополучателям, несмотря на то что профильное подразделение «Сколково» отказало им в получении денег. Еще 17 грантов на 3,6 млрд рублей было выделено вообще без обоснованных заявок. В трех случаях прокуратура установила, что члены грантового комитета, а также президент фонда имели личную заинтересованность в этом.
На гранты покупалась валюта, которую затем переводили за границу или на счета фирм, аффилированных с ООО «НТЦ тонкопленочных технологий в энергетике при ФТИ имени А.Ф. Йоффе», ООО «Фарма Био», ООО «Уральский центр биофармацевтических технологий», ООО «Оптоган. Новые технологии света», ООО «Оптоган — Органические световые решения», «Уникат», НПО «Токем», ООО «Сорбенты Кузбасса» и других компаний. 
В 2010–2011 годах фонд купил векселя в АКБ «Мострансбанк», а также ценные бумаги на бирже ММВБ — на брокерский счет в ВТБ24 было перечислено 1,2 млрд.
В марте 2012 года фонд заключил два договора на создание небольших рекламных роликов — по 60, 30 и 10 секунд. За работу над роликами «Сколково» заплатил 54 млн рублей. Однако исследование рыночных цен показало, что реальная стоимость работ не превышает 5 млн рублей. Таким образом, ущерб составил свыше 49 млн рублей. 
На одни только консультации за два года фонд «Сколково» израсходовал около 600 млн рублей, из которых 400 млн были растрачены из-за завышенной стоимости консультационных услуг. 
По мнению прокуратуры, руководство «Сколково» не утруждало себя контролем за расходованием средств, выделенных грантополучателям. За весь период существования фонда проверками было охвачено лишь 0,6% его участников. 
Главный вывод проверки заключается в том, что теперь Генпрокуратура опасается за судьбу еще 125 млрд рублей, которые планируется в ближайшие годы потратить на развитие наукограда. 
Что касается последствий проверки, то двое вице-президентов фонда, имена которых не сообщаются, получили выговоры за ненадлежащее руководство. По требованию прокуроров фонд «Сколково» возместил 15 млн рублей ущерба по договорам на рекламные ролики, прекратил выплаты по другим контрактам еще на 300 млн рублей, а также заявил в суды иски на возмещение 30 млн рублей ущерба.
Рассказать о проверке подробнее в Генпрокуратуре отказались. Сам фонд «Сколково» также не дал «Известиям» комментариев, отреагировав на результаты проверки кратким релизом. 
«Часть нарушений, сформулированных в представлении Генеральной прокуратуры РФ, устранена фондом. В то же время по части материалов, указанных в представлении, проводятся дополнительные проверки и экспертизы», — говорится в сообщении.