Поиск по этому блогу

15 февр. 2013 г.

Минрегион удвоит число россиян за 125 млрд рублей


Только 44% жителей РФ считают себя россиянами. Миллиарды рублей позволят через пять лет поднять национальное самосознание до 86%, уверены в министерстве


Минрегион удвоит число россиян за 125 млрд рублей
Фото: minregion.ru
Одна из ключевых проблем межнациональных отношениях в России — слабое гражданское самосознание. Многие граждане РФ не считают себя россиянами — для них более важна этническая и религиозная самоидентификация. Такой вывод содержится в подготовленной Минрегионом окончательной версии Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (есть в распоряжении «Известий»).
Министерство сообщает в правительство, что в 2012 году только 44% граждан России считали себя россиянами. При этом всего 51% жителей России положительно оценили состояние межнациональных отношений и лишь 45% удовлетворены реализацией своих этнокультурных прав. А 62% продемонстрировали скрытую нетерпимость: ответили «да» на вопрос, следует ли ограничить въезд представителей некоторых национальностей в их регион.
Ведомство разработало два сценария федеральной целевой программы, рассчитанной на 2013–2018 годы. Они отличаются разным уровнем финансирования. Предполагается, что 124,6 млрд рублей позволят к 2018 году довести долю считающих себя россиянами до 86%. В более экономном варианте будет потрачено 36,6 млрд рублей, а доля граждан, относящих себя к россиянам, вырастет лишь до 64%.
В первом варианте уровень скрытой нетерпимости за пять лет снизится до 34%, во втором — до 54%.
Средства на реализацию программы предполагается распределить между пятью ведомствами: Минрегионом, Минобрнауки, Минкультуры, Госстроем и Росмолодежью. Все регионы охватят единой системой мониторинга и прогнозирования возможных конфликтных ситуаций. Уровень доходов населения в традиционных местах проживания будут увеличивать. К участию в мероприятиях национальной и этнокультурной направленности будут с каждым годом привлекать всё больше людей. В программе отдельно прописано повышение активности казачества.
Эксперты оценивают проект Минрегиона по укреплению национального единства неоднозначно. Руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева считает, что любые попытки урегулировать существующее положение носят позитивный характер. Но считает минусом, что в концепции ФЦП нет ни слова о работе с диаспорами.
— Часть диаспор в России осуществляют коммерческое обслуживание мигрантов. Вместо того чтобы вести культурную и просветительскую работу, они выполняют посреднические функции по трудоустройству, — говорит Джураева. По ее словам, эта проблема много лет остается нерешенной, а приехавшие на заработки жители других регионов и иностранцы — не социализированными в новых для себя условиях.
По мнению председателя Наблюдательного совета Института демографии миграции и регионального развития Юрия Крупнова, в нынешних условиях в России невозможно за несколько лет изменить гражданскую самоидентификацию населения.
В мире технологии по конструированию необходимой идентичности очень развиты, признает Крупнов. Этносы могут формироваться и за 10 лет, но это химерные этносы с придуманной историей. Эксперт считает, что и через пять жители России прежде всего будут идентифицировать себя по национальности. По мнению Крупнова, у новой ФЦП нет иной цели, кроме освоения бюджетных средств.
По словам руководителя Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Сергея Рязанцева, гражданская самоидентификация базируется на трех факторах: экономическом и бытовом благополучии граждан, социальной ответственности государства перед ними и патриотической идеологии. 
В первую очередь необходимо улучшать экономическое положение людей. Этническое разделение — защитный механизм людей, не устроенных в материальном плане. Но есть и другое необходимое условие — гордость за свою страну.
— Необходимо не только повышать зарплаты, улучшать уровень жизни и обеспечивать жильем. Должна быть социальная ответственность государства перед человеком, отношение к его жизни как к ценности. Необходимо снижение уровня коррупции, разбюрократизация отношений с госорганами, — говорит эксперт.
По его словам, в концепции отчасти учтены все эти факторы. Но пять лет — слишком короткий срок, чтобы 86% жителей страны стали чувствовать себя прежде всего россиянами, полагает Рязанцев.

14 февр. 2013 г.

Артем Хромов: «Надо пересмотреть критерии оценки эффективности вузов»



Уполномоченный по правам студентов — о своих планах, реорганизации вузов и проверке учащихся на наркотики


Артем Хромов: «Надо пересмотреть критерии оценки эффективности вузов»

Фото: РИА НОВОСТИ/Евгений Биятов
21 декабря 2012 года Министерство образования и науки объявило о создании института уполномоченного по правам студентов. Студенческий омбудсмен будет представлять и защищать права учащихся, а также получит возможность непосредственно обращаться к руководству Минобрнауки и в структурные подразделения министерств. В рамках своей должности омбудсмен имеет право вносить в министерство предложения по законодательным инициативам и участвовать в разработке правовых актов. Кандидатуру уполномоченного планируется пересматривать раз в два года.
По результатам интернет-голосования студенческое сообщество выбрало на пост уполномоченного действующего главу Российского студенческого союза Артема Хромова. Сегодня он был официально представлен в должности во время заседания Молодежного совета при Минобрнауки во главе с Дмитрием Ливановым. Первое свое интервью в новой должности студенческий омбудсмен Артем Хромов дал «Известиям».
— Уполномоченный по правам студентов в РФ должен доносить идеи Минобрнауки до студентов и предоставлять ведомству обратную связь. Получается, ты стал «рупором министерства»?
— Все мы свидетели того, как нагнетается обстановка, связанная с реорганизацией российских вузов, — прошло очень много уличных мероприятий с участием студентов. Я думаю, что министерство почувствовало, что необходим некий механизм взаимодействия со студентами, чтобы слышать «голос улиц» и решать острые студенческие проблемы. Моя цель — защита прав студентов, но я буду сверять часы с министерством.
— Похоже, что тебе придется сидеть на двух стульях — министерском и студенческом. Ты же не сможешь игнорировать указы ведомства?
— У меня уже есть понимание, чем и как я будут заниматься — свои программные требования я предоставлю министерству.
Во-первых, я готов защищать каждого конкретного студента, который сталкивается с бюрократической машиной. К примеру, ответы на жалобы, которые поступают в Рособрнадзор во время приемной кампании, в основном приходят, когда заканчивается прием в вузы. Большинство студенческих «писем надежды», поступающих в Минобрнауки, которые связаны с нарушением условий проживания в общежитиях или задержкой стипендий, переправляются по инстанциям обратно в вуз, где часто принимаются репрессивные меры по отношению к учащимся. Моя задача — защитить их и наказать тех чиновников, которые проигнорировали жалобы.
Во-вторых, я намерен исправить во многом неэффективную систему студенческого самоуправления. Мировой опыт показывает, что деятельность свободных университетских организаций при нужных административных и финансовых полномочиях позволят оперативно и эффективно решать проблемы учащихся. А сегодня студенческие советы или находятся под каблуком у администраций вузов, или не имеют реальных полномочий.
Третий пункт моей программы — законотворческая деятельность. Я считаю, что даже принятый закон «Об образовании» во многом ущемляет права и интересы учащихся. Я собираюсь организовывать сбор подписей в поддержку гражданских законодательных инициатив.
А первым делом я планирую встретиться со студентами учебных заведений, которым грозит реорганизация. Важно услышать мнение всех студентов и вместе с ними найти механизмы решения проблем, чтобы в дальнейшем предложить их министерству.
— Тогда поговорим о РГТЭУ. Министерство заняло очень жесткую позицию и, несмотря на забастовку студентов, не собиралось менять своего решения. Подобное может случиться и с РГГУ, ведь он также был признан неэффективным. Как ты сможешь помочь студентам?
— Нужно бороться с шарашкиными конторами, которые торгуют дипломами, прикрываясь вывесками «академия» или «университет». Но само слияние и поглощение вузов не говорит о том, что качество образования в них повысится. В этой связи я убежден, что важно пересмотреть критерии оценки эффективности вузов, а также добиться того, чтобы реорганизация образовательных учреждений сопровождалась публичным обсуждением программы развития вновь образованного вуза. Важно понимать: будет ли повышаться стоимость обучения, придется ли досдавать предметы и, собственного говоря, вырастет ли качество образования.
В случае ТГТУ и РГТЭУ проблем можно было избежать, если бы не было проигнорировано мнение студентов. Студентам никто не говорил о реорганизации, они узнавали об этом через «сарафанное радио» или СМИ. Им не дали никакой информации — ни о сохранении стоимости обучения, ни о количестве бюджетных мест. А когда ситуация вышла из-под контроля, стало понятно, что мирно решить назревшие проблемы не получится... В РГТЭУ и ТГТУ права студентов могли быть ущемлены...
— Каким образом? Студентам предложили получить более значимый диплом, сохранили условия оплаты... У них все остается по-прежнему, только название другое. Естественно, им придется больше заниматься, ведь, например, в РЭУ имени Плеханова уровень подготовки студентов объективно выше, чем в РГТЭУ...
— Реорганизация вузов происходила еще до завершения мониторинга их эффективности. Это иногда приводило к повышению стоимости обучения, отчислению студентов в связи с неуспеваемостью в освоении новых программ обучения, росту платы за питание в столовых и т.д. Понятно, что когда студенты других вузов узнавали об этом, они боялись и за свою судьбу.
— Вернемся к твоей должности. Планируется ли создание целого института уполномоченных по правам студентов, когда в каждом регионе будет свой омбудсмен, а ты будешь верхушкой вертикали власти?
— Мне часто задают вопрос: смогу ли я один защитить права миллионов студентов? В данном случае я готов согласиться с поговоркой «Один в поле не воин!». На встрече с министром я обязательно предложу создать институт уполномоченных в федеральных округах, а заодно провести демократические выборы органов студенческого самоуправления и студенческих омбудсменов в вузах. Я уверен, что это позволит оперативно и эффективно решать проблемы студенчества.
— Студенческие советы не существуют сами по себе и не могут пойти против воли руководства вуза, ведь участников протестных движений могут исключить. Ты рассчитываешь, что они будут отстаивать свои права перед сильными мира сего? Не верю, что они, например, придут к руководству с претензиями о распиле бюджета...
— Если ты не согласен с правилами игры и тебе не позволяет совесть поступаться интересами других студентов, то ты и не должен соглашаться на те условия, которые тебе ставят. Есть примеры эффективной работы студсоюзов, которым администрация вуза дает некий пакет полномочий для осуществления своей деятельности, что позволяет влиять на организацию учебной жизни и качество образования. Но проблема заключается в том, в большинство студенческих организаций — это фиктивные структуры, которые проводят «маевки» и студенческие дискотеки. 
В Госдуму было отправлено уже несколько законопроектов по студенческому самоуправлению, но они все время отклоняются. Я буду добиваться законодательного расширения административных и финансовых полномочий органов студенческого самоуправления.
— Тебе придется работать с депутатами, комитетом по образованию, Советом Федерации. В таких вопросах последнее слово всегда остается за «Единой Россией». И если твои инициативы им не понравятся, то их и принимать не будут. Что думаешь на этот счет?
— Надо убедить депутатов и чиновников в своей правоте, организовывая массовый сбор подписей в поддержку предлагаемых законодательных инициатив. Никто не отменял законные формы проведения мероприятий — начиная от круглых столов и заканчивая протестными акциями. Нужно использовать для достижения поставленных целей все возможности, разрешенные законом.
— Поговорим о новом законе «Об образовании». Было множество дискуссий на тему льгот, общежитий и т.д. Есть что сказать?
— Я считаю, что в новом законе были сокращены социальные гарантии государства учащимся. Взять, к примеру, отмену фиксированной платы за общежитие (тут мне будет интересна позиция министра на данный счет). В прошлом законе было прописано, что стоимость за проживание в общежитии составляет не более 5% от стипендии. Теперь это не так — ограничение снято, поэтому стоимость может быть значительно повышена! Важной проблемой является вопрос о стипендии, которая теперь почему-то будет назначаться исполнительными органами власти, а не законодателями. А почему ее не привязали к минимальному размеру оплаты труда, как обещали во время выборов? А будет ли она индексироваться ежегодно с учетом роста инфляции? Это только лишь часть вопросов.
— Твои полномочия распространяются на иностранных студентов?
— Да. Буду защищать права абитуриентов, студентов и аспирантов вне зависимости от национальности и вероисповедания. Вспоминаются недавние истории, когда студенты захватывали посольства в связи с тем, что не имели жилья, денег и не могли вылететь после окончания обучения на родину, где происходили революции. 
— Будешь ли ты заниматься конфликтами на национальной почве?
— Есть определенные организации и структуры, которые этим занимаются. Если кто-то устроил дебош в общежитии, то нужно просто гнать его в шею и не смотреть на то, кто у него папа и на чем он ездит. В подобных ситуациях должна действовать неотвратимость наказания. 
— Сейчас студенты часто выходят на различные митинги и порой «получают» от правоохранительных органов, иногда их даже увозят в отделение. Этим ты тоже будешь заниматься?
— Буду посещать все значимые массовые мероприятия, чтобы обеспечить соблюдение прав учащихся на организацию или участие в мирных уличных мероприятиях. Я также считаю важным проследить за тюремным заключением студентов, которые проходят по «болотному делу».
— Как ты относишься к проверке студентов на наркотики?
— Я против проведения тестирования учащихся на наркотики. В законопроекте, который сейчас рассматривается в Госдуме, не прописана мера наказания студентов, уличенных в употреблении наркотиков. Могут начаться повальные отчисления — и виноватых, и попавших под горячую руку. В результате на улице окажутся подростки, мечты которых рухнули как карточный домик, обиженные на общество они могут пуститься во все тяжкие.
Необходимо распространять ограничения на химические наркотические вещества, которые легально и в широком доступе продаются в «точках» около метро. 
— Была ли у тебя уже личная встреча с Дмитрием Ливановым по поводу твоих будущих действий?
— Мы с министром периодически встречаемся на различных мероприятия. Но разговора тет-а-тет у нас не было.
— Как я понимаю, ты остаешься на посту главы Российского студенческого союза. Или будут какие-то изменения?
— Я участвовал в выборах как представитель организации и победил только благодаря поддержке РСС. Могу сказать, что в ближайшее время кадровые реформы в организации все-таки произойдут.


13 февр. 2013 г.

Теневую экономику России оценили в 46 процентов ВВП


Обложка доклада Global Financial Integrity
Обложка доклада Global Financial Integrity
Теневая экономика России в 1994-2011 годах составляла 46 процентов от ВВП страны. Об этом сообщается в докладе американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI).
Исследователи подсчитали, что за обозначенный период из России незаконно были выведены 211,5 миллиарда долларов. Незаконный приток средств в экономику составил 552,9 миллиарда долларов, которые поступают в первую очередь путем искажения данных при выставлении счетов-фактур.
Отток капитала в размере 211,5 миллиарда долларов представляет собой средства, которые не проходят ни по каким документам — взятки, скрытые от налогов доходы и средства, заработанные на торговле людьми, наркотиками, оружием.
Авторы доклада обратили внимание на Кипр, который, имея ВВП в 23 миллиарда долларов, занимает первое место по прямым зарубежным инвестициям в Россию. Только в 2009-2011 годах, по данным МВФ, остров перечислил в Россию почти 438 миллиардов долларов. Кроме этого Кипр является крупнейшим получателем инвестиций из РФ — более 395 миллиардов долларов за эти же три года. «Кипр — это прачечная для грязных денег из России», — отмечается в докладе.
Меры, принимаемые российским правительством в рамках борьбы с коррупцией, являются временным решением и не окажут существенного влияния на объемы взяток и откатов. Об этом агентству Bloomberg заявил один из авторов доклада Дев Кар (Dev Kar).
Россия регулярно занимает одно из последних мест в различных рейтингах самых коррупмированных стран. В рейтинге Transparency International от 2012 года РФ улучшила позиции, поднявшись на десять пунктов — со 144-го на 133-е место. РФ набрала только 30 положительных баллов из 100 возможных, расположившись рядом с Ираном, Гондурасом, Гайаной, Коморскими островами и Казахстаном.

12 февр. 2013 г.

Суперавтобус ФСО за $1,5 млн почувствует любую отраву


В состав охраны первых лиц страны войдет неприметный, но дорогой микроавтобус с системой экспресс-мониторинга окружающей среды


Суперавтобус ФСО за $1,5 млн почувствует любую отраву
Фото: Глеб Щелкунов
Федеральная служба охраны (ФСО) потратит 45 млн рублей на покупку уникального микроавтобуса для сопровождения высокопоставленных чиновников. Предполагается, что эта мобильная лаборатория будет буквально нашпигована высокотехнологичными системами радиационного и химического экспресс-анализа. Оборудование позволит провести мгновенный анализ воздуха, почвы и воды фактически на любые виды заражений или ядов. Подобные «лаборатории на колесах» имеются в арсенале служб безопасности лишь нескольких стран мира. 
Официальное название комплекса в технической документации — «Автомобиль с комплексом радиационного и химического мониторинга с возможностью проведения лабораторного анализа». Его предварительная стоимость — 45 млн рублей. 
Эта лаборатория должна представлять собой ничем не примечательный синий микроавтобус Volkswagen Crafter с удлиненной базой. Дорогая начинка находится в фургоне за кабиной водителя, который разделен на две части — рабочую и техническую. В первой и предполагается установить аппаратуру. Большинство приборов заказываются в двойном экземпляре и должны быть переносными, за исключением разве что специальных вытяжек для взятия проб воздуха. 
Список «начинки» микроавтобуса, который будет поставлен изготовителями в одно из подразделений ФСО на Мосфильмовской улице в Москве, впечатляет: спектрометр ионной подвижности для идентификации токсичных химических веществ в воздухе и на грунте, спектрометр для изучения неизвестных жидкостей, в том числе «аварийно-химически опасных веществ и боевых отравляющих веществ», хромато-масс-спектрометр для обнаружения тех же веществ, Раман-спектрометр для идентификации «химических веществ в твердом и жидком агрегатном состоянии», прибор для определения ртути, дозиметр-радиометр, гамма-спектрометр активности гамма-излучающих радионуклидов и еще несколько сложнейших детекторов и блоков с труднопроизносимыми названиями. 
Контролировать аппаратуру будут несколько компьютеров с различным программами. Для обеспечения чистоты воздуха в салоне планируется смонтировать фильтровентиляционную систему. 
В фургоне разместят также три защитных костюма, специальные маски-противогазы, огнетушители и два «ранцевых прибора для распыления жидкостей». Последние предназначены для детоксикации боевых отравляющих веществ или биологического заражения. Предполагается, что в ранце будет не менее 5 л «средства полидегазирующего и дезинфицирующего», сделанного на основе перекиси водорода, крахмала, аммонийных соединений, щавелевой кислоты и воды. 
Предполагается, что радиус действия лаборатории на колесах составит до 500 км. 
Источник «Известий» в спецслужбах отметил, что автомобиль с подобной аппаратурой обычно не входит непосредственно в кортеж первых лиц государства. Но его персонал из экспертов в обязательном порядке обследует «места постоянного и временного пребывания лиц, подлежащих государственной охране». 
— Польза от такого автомобиля заключается в том, что обычно обследование на зараженность экспертами или специалистами-военными привлекает внимание. С помощью же этой передвижной лаборатории это можно сделать совершенно незаметно, — поясняет собеседник «Известий». 
Он также отметил, что цена в 45 млн — это далеко не предел для подобной техники и бывают намного более сложные, а соответственно, и дорогие образцы. 
Глава международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер пояснил «Известиям», что разработка подобных скрытых от посторонних глаз лабораторий на колесах началась еще в 1960–1970-е годы, когда по миру прокатилась череда политических убийств в ходе «народно-освободительной борьбы», охватившей целый ряд стран. По его словам, первые такие машины были довольно примитивны, но с годами аппаратура всё усложнялась. 
— Те машины, которые используются сейчас, были разработаны уже в 80-е годы прошлого века. Вообще позволить себе подобный «штучный товар» могут только мощные службы безопасности первых лиц всего нескольких стран, — говорит эксперт. 
По его словам, подобная аппаратура, помимо российской ФСО, имеется у спецслужб США, Китая, Северной Кореи, Индии, Японии и Германии. И обусловлено это уровнем развития самой страны или же политическими особенностями охраны ее лидера. Он также подчеркнул, что предотвращение покушения на высших лиц государства с помощью боевых отравляющих веществ уже не является основной целью лабораторий на колесах. 
— Попытки таких покушений когда-то были, но сейчас всё же речь в первую очередь идет об экспресс-диагностике окружающей среды на предмет заражения из-за загрязнения экологии, вредных выбросов, — пояснил Линдер. 
При этом он отметил высочайшую эффективность таких средств мониторинга, пояснив, что число таких машин является секретом. Очевидно, что будет куплен не один автомобиль, поскольку сотрудники соответствующего подразделения ФСО должны находиться на круглосуточном дежурстве в постоянной готовности к выезду.