Поиск по этому блогу

24 авг. 2012 г.

Москва. 24 августа. ИНТЕРФАКС - В президентском Совете по правам человека заявили, что участницы группы "Pussy Riot", устроившие скандальное выступление в храме Христа Спасителя, получили чрезмерно суровое наказание.


"Данное уголовное дело рождает и другие вопросы, касающиеся соблюдения принципов справедливого правосудия в демократическом правовом государстве", - говорится в заявлении членов СПЧ, распространенном в Москве в пятницу.

"Почему, например, подсудимые были вынуждены несколько часов выслушивать приговор в наручниках? Почему всем подсудимым определили одинаковые сроки заключения, хотя у двоих из них есть малолетние дети? Почему наказание не могло быть условным или хотя бы с отсрочкой исполнения до достижения детьми совершеннолетия?" - задают вопрос авторы документа.



"Почему наказание оказалось куда более строгим, чем полагалось за кощунство по законам Российской империи? Наконец, почему мы должны ждать, пока ответы на все эти вопросы даст Европейский суд по правам человека? Тем более что все мы прекрасно знаем ответы", - заявляют члены СПЧ.

Они уверены, что гражданское общество "вправе настаивать на том, чтобы в российском правосудии торжествовали правда и милосердие".

"Моральное осуждение эпатажного поступка, нарушающего правила поведения в религиозных учреждениях, не снимает, однако, вопросы о законности вынесенного им приговора, о справедливости и гуманности назначенного им наказания. Обществу далеко не безразлично, когда уголовный закон распространяют на действия, влекущие по закону только административную ответственность", - заявили в Совете.

Документ подписали члены СПЧ, в том числе заявившие о выходе из состава Совета: Людмила Алексеева, Светлана Ганнушкина, Валентин Гефтер, Даниил Дондурей, Иван Засурский, Кирилл Кабанов, Сергей Караганов, Сергей Кривенко, Мара Полякова, Борис Пустынцев, Игорь Юргенс и другие.

21 августа глава СПЧ Михаил Федотов заявил "Интерфаксу", что приговор по делу "Pussy Riot" войдет в историю как пример судебной ошибки.

"Статья "кощунство" была в нашем законодательстве в XIX веке. В 1845 и 1885 годах за это полагался арест на срок от трех до восьми месяцев, но не на два года. Даже по канонам XIX века нынешний приговор выглядит довольно странно", - сказал он.

Более половины россиян ожидают внушительного роста цен


Такие данные приводит Всероссийский центр изучения общественного мнения


Более половины россиян ожидают внушительного роста цен
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

По прогнозам властей, инфляция по итогам 2012 года составит 5–6%, что ниже прошлогодних показателей. Несмотря на это, 88% россиян уверены в том, что цены в ближайшее время поползут вверх. Внушительного их роста ожидает 57% граждан, говорится в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМа). Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что подорожают еда, сигареты, водка и тарифы на услуги. Но повода для паники нет, заверяют они.
За январь — июль 2012 года инфляция составила 4,5%, за аналогичный период прошлого года — 5%, за весь 2011-й — 6,1%. Такие данные приводит Росстат. В июле 2012 года цены выросли на 1,2%, в июне — на 0,9%, в мае — на 0,5%, в апреле — на 0,3%, в марте — на 0,6%, в феврале — на 0,4% и, наконец, в январе — на 0,5%. В августе они увеличились на 0,1%. Официальный прогноз правительства и ЦБ по инфляции на 2012 год равняется 5–6%. 
Несмотря на то что прогноз властей ниже показателя инфляции по итогам 2011 года, 88% россиян считают, что в ближайшее время цены вырастут. Об этом говорится в исследовании ВЦИОМа (есть в распоряжении «Известий»). По данным центра, инфляционные ожидания россиян остаются пессимистичными: большинство опрошенных полагает, что в ближайшие месяцы цены в той или иной степени вырастут (в том числе 57% — серьезно, 32% — незначительно). Внушительного роста цен ожидают в основном россияне старше 45 лет (60–63%). 25–34-летние респонденты чаще остальных склонны прогнозировать, что инфляция будет незначительной (39%). Индекс инфляционных ожиданий сейчас находится на отметке 83 пункта из 90 возможных, говорится в исследовании (чем выше значение индекса, тем больше ожидают роста цен). 
Согласно последним отчетным данным Росстата (за июль), продовольственные товары подорожали на 1,1% (в июне — на 1,6%), без учета плодоовощной продукции — на 0,8% (0,3%). Причем цены на морковь выросли на 14,6%, чеснок — на 13,5%, лук репчатый — на 11,6%, картофель — на 8,4%. Цены на водку в среднем выросли на 6,5%. Непродовольственные товары в июле стали дороже на 0,3% (в июне — на 0,2%). Тарифы на услуги в июле выросли на 2,7% (в июне — на 0,8%), в том числе на услуги ЖКХ — на 5,7%. 
По данным ВЦИОМа, 57% россиян считают текущий уровень инфляции высоким. Прежде всего это пожилые граждане (65%) и селяне (64%). Умеренными темпы роста цен представляются жителям столицы и других городов-миллионников (46–48%). 
Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров заверил «Известия», что приведенные в исследовании цифры не внушают серьезного опасения. 
— О высоком уровне инфляции и росте цен в ближайшее время говорит 57% опрошенных. Паники нет, о ней можно было бы говорить, в случае если бы у 70% респондентов были пессимистичные инфляционные ожидания. Население не верит в девальвацию и не ожидает новой волны финансового кризиса, — сказал Федоров.
— Рост цен наблюдается у нас уже много лет подряд, неудивительно, что у людей сохраняются сильные инфляционные ожидания, — говорит руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков. 
— Россияне не могут не думать о росте цен, поскольку темпы удорожания продуктов превышают темпы индексации их зарплат, — отмечает ведущий специалист банка «Интеркоммерц» Андрей Харинов. — Помимо естественного влияния на инфляцию таких факторов, как увеличение денежной массы, засушливой погоды, на показатель и на мысли людей «давят» постоянно растущие цены на топливо, ежегодно прибавляющие порядка 11,5%. Стоимость бензина Аи-95, например, повысилась с 9,16 рубля за 1 л в 2001-м до 29,44 рубля в 2012 году. Более того, логистические затраты присутствуют во всех сегментах экономики и являются значимой составляющей в стоимости товаров. И в ближайшей перспективе удешевления бензина ожидать не стоит. С ним соглашается аналитик стратегической службы Абсолют банка Александр Магунов. 
— Возможно, сыграло свою роль и то, что повышение тарифов на услуги ЖКХ в 2012 году произошло не с 1 января, а с 1 июля, — добавляет начальник отдела продаж инвестиционных продуктов банка «Стройкредит» Сергей Александров. — О том, что традиционного повышения с началом года не было, никто уже не вспоминает, зато повышение с начала второго полугодия было замечено всеми. Как это обычно бывает, сразу же начались мрачные прогнозы дальнейшего повышения. 
Подорожают еда, сигареты с водкой и услуги ЖКХ
Эксперты, опрошенные «Известиями», ожидают роста цен на еду, непродовольственные товары и тарифов на услуги к концу 2012-го. 
  — Когда в 2010 году была засуха, с полок магазинов пропала гречка, а ее цена подскочила с 30 до 80 рублей за кг. Стоимость остальных продовольственных товаров, думаю, будет расти сопоставимыми темпами — урожай зерновых в России в текущем сельхозгоду составит около 75 млн т при внутреннем потреблении 70,3 млн. Для сравнения: в аномально засушливый 2010 год объем урожая составил 60 млн т, — говорит Харинов.
В этом году можно ожидать опережающего роста цен на непродовольственные товары: сигареты и водку, добавляет собеседник «Известий».
— В 2012 году акцизы на алкоголь и спирт увеличиваются в два этапа: с 1 января они выросли на 10%, с 1 июля — еще на 20%, до 254 и 300 рублей за 1 л этилового спирта соответственно. Что касается акцизов на табак, то с 1 января 2012 года установлена и увеличена единая ставка акциза на сигареты с фильтром и на сигареты без фильтра и папиросы. Ее размер равен — 360 рублей за 1 тыс. шт. + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за 1 тыс. шт. С 1 июля ставка на сигареты и папиросы увеличилась на 8% (390 рублей за 1 тыс. шт. + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 рублей за 1 тыс. шт.).
Из-за плохого урожая быстрее растут цены на продовольствие, их прирост превысит в этом году 10%, отмечает Волков. Обычно вклад повышения тарифов на ЖКХ в общую итоговую инфляцию за год составляет 1,7–2,2%, так будет и на этот раз, добавляет Александров. 
Волков отмечает, что отток капитала может привести к росту инфляции, если приведет к ослаблению рубля и, как следствие, удорожанию импортных товаров. Но если отток капитала не сопровождается заметным изменением курса рубля, то связь между ним и инфляцией не очевидна, резюмирует он. 
Отток капитала не усилится, считает Александров: 
— По графику выплат платежей по внешним долгам, нетто-отток в 2012 году будет не намного больше, чем в 2011-м, а в 2013-м примерно в 2 раза меньше. При этом следует учесть, что экспорт капитала из страны происходит почти непрерывно (за исключением 2006 года) на протяжении 20 лет. Прямые инвестиции из-за рубежа никогда не играли ведущей роли при вложениях в основной капитал, это, как правило, спекулятивный капитал. Правительству надо ориентироваться на внутренние источники инвестиций. Тем более что инвестиционный климат, если не политизировать вопрос, к этому скорее располагает.

23 авг. 2012 г.

Минобороны обязало офицеров и контрактников подписать перечень ограничений и запретов военнослужащего

Военных заставили отказаться от прав и свобод
Фото: Анатолий Жданов
Министр обороны Анатолий Сердюков обязал всех военнослужащих, заключивших контракт с Минобороны, ознакомиться с «Перечнем ограничений и запретов, распространяющихся на военнослужащих» и подписать его. В противном случае офицерам и сержантам грозит увольнение из армии. 
Согласно документу, текст которого есть в распоряжении «Известий», военнослужащие ограничиваются в целом ряде прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ. Всего данный перечень содержит порядка 40 ограничений.
Так, если офицеру оформляют допуск к гостайне, он лишается права на неприкосновенность частной жизни, которая обеспечивается 23-й статьей Конституции РФ. 
Согласно другому пункту перечня, военнослужащие не имеют права не только критиковать, но даже обсуждать решения командиров, «реализуя свое право на свободу слова». Им нельзя «допускать публичные высказывания, суждения и оценки» начальства в СМИ, «использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений», а также «использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии». 
Помимо ущемленных свобод перечень запрещает военным приобретать ценные бумаги компаний и входить в состав органов управления, попечительских и набсоветов иностранных некоммерческих неправительственных организаций (НКО). 
— Документ должен был быть доведен и подписан всеми военнослужащими еще до конца июня. Но из-за волокиты этот процесс затянулся, — рассказали «Известиям» в Главном управлении кадров Минобороны.
При этом некоторые офицеры отказываются ставить подпись под ограничительным документом. 
— Уже есть офицеры, которые отказались подписывать данный документ. Командование частей грозит им увольнением, — пояснил собеседник «Известий».
По мнению известного адвоката Дмитрия Аграновского, запрет на публичные высказывания нарушает конституционные права военнослужащих. 
— В данном случае речь идет о понятии «служебная этика», которая не является законодательной нормой. И ее нарушение не повод для увольнения из Вооруженных сил, — пояснил Аграновский.
Точно так же неоднозначен и пункт с лишением права на неприкосновенность личной жизни. В перечне этот запрет прописан слишком общо и создает возможности для нарушения прав военнослужащих со стороны проверяющих органов. 
В то же время Аграновский подчеркнул, что определенные ограничения конституционных прав допускаются для выполнения служебных задач военнослужащих. 
— Фактически все военные добровольно ограничивают себя в правах. Если им это не нравится, они всегда могут уволиться, — отметил адвокат. 
Как считает заместитель председателя комитета ГД по обороне Франц Клинцевич, данный перечень, хоть и содержит юридические противоречия, все же необходим для современных Вооруженных сил страны.
  — Происходящая либерализация общества ведет к тому, что в Вооруженных силах все чаще и чаще нарушается главный принцип их функционирования — приказы командиров едины для всех, неукоснительно выполняются и не обсуждаются. Армия становится объектом негативного воздействия со стороны различных политических, общественных и религиозных организаций. Принятие же перечня ограничений — первый шаг в наведении уставного порядка в Вооруженных силах, — пояснил «Известиям» Клинцевич.

22 авг. 2012 г.

За порчу церковного имущества будут сажать. И Онищенко


Госдума в осеннюю сессию рассмотрит поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за вандализм в отношении имущества религиозных организаций


За порчу церковного имущества будут сажать

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин

По просьбе православной общественности парламентарии приступят к изучению ситуации с проявлениями вандализма в отношении религиозных святынь и по итогам внесут поправки в УК.
Ужесточить наказание депутаты решили после того, как за приговором участниц панк-группы Pussy Riot, по которому девушки получили два года колонии, последовали случаи осквернения и порчи христианских сооружений.
— После последней волны действий, направленных на осквернение святынь, нам действительно нужно провести некоторые изменения в Уголовный кодекс, чтобы остудить пыл этих маргиналов, которым больше нечем в жизни заняться, — заявил «Известиям» депутат Госдумы от «Единой России», один из инициаторов поправок Вячеслав Лысаков. — Эти дебилы, по-другому назвать их трудно, которые оскверняют храмы и святыни после приговора Pussy Riot, видимо, нуждаются в подобного рода ужесточениях, если сейчас они себя так безнаказанно чувствуют. 
Сейчас за вандализм, по словам Лысакова, в России не сажают, и это неправильно. В связи с этим депутаты предлагают восполнить пробел и ввести уголовное наказание за осквернение христианских святынь — от трех лет тюрьмы. Штрафом и исправительными работами в данном случае вандал уже не отделается. Поправки будут вноситься в статью 214 УК «Вандализм».
По словам председателя Московской коллегии адвокатов и специалиста по уголовному праву Андрея Князева, на сегодняшний день 214-я статья действительно является крайне мягкой.
— Она не предполагает заключения — только денежный штраф или принудительные работы от шести месяцев до одного года, — говорит юрист. — По этой статье нет различия, осквернили вы жилой дом или церковь. 
За ужесточение наказания для осквернителей храмов выступает и Союз православных граждан.
— Наши парламентарии совсем скоро выйдут из отпусков, и я, как глава Союза православных граждан, потребую от них оценить ситуацию с осквернением наших памятников и подготовить новую статью в УК для подобного рода преступлений. Мы должны понять, что такие выходки могут дорого стоить нашей стране, — считает глава Союза православных граждан Валентин Лебедев.
Между тем депутат от фракции КПРФ Вадим Соловьев, имеющий практику работы судьей, утверждает, что в поправках нет необходимости.
— Мне кажется, что у нас и так достаточно жесткие статьи. Но есть проблема с практикой их применения. Что касается осквернения как православных храмов, так и храмов других конфессий, в этом случае недостаточно использования статьи «Хулиганство», это действительно посягательство на религиозные взгляды других людей и разжигание розни, — говорит коммунист.

По мнению главы Роспотребнадзора, они загнали себя в духовный и интеллектуальный тупик


Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко назвал «убогонькими» участниц скандальной панк-группы Pussy Riot, которые получили по два года тюрьмы по статье «Хулиганство» за «панк-молебен» «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя.
Глава Роспотребнадзора отметил, что ему жалко Надежду Толоконникову, Марию Алёхину и Екатерину Самуцевич, передает РСН.
По мнению главы Онищенко, «это глубоко несчастные женщины, которые загнали себя в духовный и интеллектуальный тупик».
Напомним, Геннадий Онищенко не первый раз анализирует политические события. Когда после парламентских выборов в декабре прошлого года люди стали выходить на многочисленные митинги протеста, главный санитарный врач предостерег, что массовые скопления людей способствуют распространению острых респираторных заболеваний. Во время дипломатического конфликта между Россией и Таджикистаном из-за дела летчиков Садовничего и Руденко Онищенко заявил, что среди нелегальных мигрантов из Средней Азии распространены инфекционные болезни. Кроме того, в 2006 году Роспотребнадзор запретил ввоз в страну алкогольной продукции из Грузии и Молдавии, с которыми у Москвы сложились напряженные отношения.

21 авг. 2012 г.

Промежность размежевания. Писатель и журналист Игорь Мальцев -- о последствиях приговора участницам Pussy Riot


Промежность размежевания
Игорь Мальцев. Фото из личного архива
Ну конечно, чтобы нам объединиться, нам бы надо размежеваться. Пугает правда, сама скорость размежевания, похожа на динамику и физику быстрых процессов – кто учился,  тот в курсе. И то что катализаторами процессов стали не Шевчук с Борзыкиным, а совершенно самопальная гаражная фигня – это ж потрясающе. Это все равно, что посреди юбилея, праздника и гостей ребенок ляпнет во всеуслышание: «А папа маму бьет». И неуместно и неприятно и родителям тут же хочется выпороть его ремнем. Но дело сделано – весь сценарий праздника посыпался в мусорный бак с треском. И гости расходятся с красными рожами. При этом родители совершенно не понимают, почему вообще-то бить детей нельзя: «Это наш ребенок, что хотим то и делаем – мы считаем, что это единственный способ воспитания – так нас учили родители и деды» Более того, они думают, что спровоцировавший обвал отпрыск, он настолько неотделим от них, что за него никто не вступится. И очень удивляются, когда вдруг сослуживцы перестают с ними здороваться и крутят пальцем у виска. И даже тетя Луиза звонит с Брайтона и говорит родителям, что они -- идиоты. 
Еще в декабре было непонятно, что именно расколет общество – придумывали себе всякие сценарии один апокалиптичней другого «вот щас, вот щас, прям, прольется кровь и тогда конец». А оказалось все глупей смешней и жестче – дурно поющие дурные тексты девушки- продемонстрировали фантастические реалии современного общества. Во-первых, они стали мишенью, на которой оттачивалась злоба средневековой части социума.  Под разговоры про веру и общинность и народность в миллиондвадцатом поколении стало понятно, что люди вообще не понимают ничего ни в вере, которую они декларируют, ни  в истории религии, такое впечатление, что они заповедей-то не читали и вообще не верят ни в Бога, ни в Христа. Это такое совершенное фантастическое мутантство – неверующие в Бога верующие. Трудно себе представить – но мы только что все это увидели- когда с бешенством совершенно несоразмерным с проступками, люди, вроде бы еще вчера показывавшие  голливудские улыбки, ощерились вампирьими клыками. Три года! Пять лет! Семь лет! Распять! Я думаю, вот точно так же до смерти удивлялись жители Киева еврейской национальности, когда вчерашние улыбчивые добрые соседи повели их поближе к Яру. Вы теперь уже никогда не сможете относиться также добродушно к людям, из которых как говорила моя бабушка «повылазило» - ненависть, ксенофобия, чудовищная спесь – одни только местные деревенские звезды, учащие Пола Маккартни уму разуму – это же  песня. Вокруг плотно заклубился такой махровый комсомольский раж – что святых выноси. И саркастическая гримаса всего этого – что точно в таком же раже эти люди и их родители и родители их родителей уничтожали любые проявления веры еще совсем недавно. И славно преуспели в этом,как выяснилось. И именно поэтому им веры нет никакой.
Понятно дело, что всей системе дали четкую установку «наказать так чтобы больше никому не было повадно». Даже если она была формализована в виде приказа – настрой был понятно и без слов и телефонного права. А уж как там решала система эту задачу – это проблемы самой системы. Потому что обосновывать современное судебное решение средневековыми выдумками католических деятелей – это значит подорвать веру в и так не слишком котируемое правосудие. И даже где то выставить его - правосудие -на посмешище. Следующий шаг все-таки сжечь любого, кто скажет, что земля круглая. Это было бы красиво.
Расплющив правосудие молотом богов, смешав язычество, коммунизм, комиссарство и и папство – мы на пустом месте получили второй Афганистан-1980, который, кстати, тоже бы на фиг никому не нужен. Теперь в любой стране мира с друзьями и знакомыми любого уровня – от панк-музыкантов из Глазго до режиссеров в Голливуде мне приходится отвечать за каждую идиотку во всей этой истории. И вам тоже придется. Потому что стыдно.
Но будет так: левацкий молодняк будет продолжать беситься и малевать цветные балаклавы на афишах Газманова и только стекло помешает им натянуть ее на Ленина. От имени супербренда PR  пойдет поток записей в жанре guerilla songs - неважно кто это будет делать - народу в этой стране полно. Умеренным еще раз внушили, что никакого хамского акционизма в помещениях для отправления культа не позволят. А те, у кого осталось хоть немного извилин, придумают, как сделать так, что, если церковь не выносит никакого вторжения и обсуждения своих дел, полностью на законном основании исключать ее из дел мирских. – Не пускать в школы, блокировать выступления самых бесноватых идеологов, просто игнорировать ее присутствие на таких площадках, как литература, искусство, кино вино и домино. 
А иначе нет никакого смысла в том, что молодым женщинам только что впаяли два года русской тюрьмы. Хотели размежеваться? Пожалуйста. Как говорит Пол Маккартни, Let it Be.

20 авг. 2012 г.

С Pussy Riot Церковь зашла слишком далеко



О. Сергий — о причинах, побудивших его написать открытое письмо патриарху Кириллу, и о своем церковном статусе

«С Pussy Riot Церковь зашла слишком далеко»
Фото из личного архива диакона Сергия Баранова
Диакон Сергий Баранов (в миру Сергей Викторович Баранов) из Тамбовской епархии в открытом письме Его Святейшеству Патриарху Кириллу попросил снять с себя священный сан из-за неправосудного приговора Pussy Riot, «вынесенного при прямом подстрекательстве священников». Он также заявил, что приговор Хамовнического суда Москвы по делу Pussy Riot базируется на решении церковного суда по данному вопросуПредставители РПЦ тут же назвали слова Сергия Баранова о внутрицерковном суде «бредом». Они также выразили свои сожаления относительно решения диакона отказаться от своего сана.
В интервью «Известиям» о. Сергий объяснил, почему он больше не хочет «находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами», и призвал Церковь к благоразумию и прекращению дальнейшего сращивания с властью.
— Как к вам сейчас обращаться — о. Сергий или Сергей Викторович?
— Сан с меня может снять только патриарх, пока он его не снял. Но, в общем, как вам угодно.
— РПЦ уже заявила, что вы давно выведены за штат, и о том, что официальное обращение они не получали. Даже появились сообщения, что это письмо — фейк. Почему вы избрали именно такую форму обращения к патриарху — через свою страничку в Facebook и сделали всё публично?
— Я диакон, и это письмо — не подделка. С 2003 года я почислен за штат с правом перехода в другую епархию, каких-либо канонических препятствий и взысканий у меня нет. Рукоположен я был после окончания духовной семинарии в 1994 году. Служил в храме Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при Вознесенском женском монастыре г. Тамбова, в Покровском храме, в Казанском соборе — служил диаконом и преподавал в воскресной школе и еще по совместительству преподавал основы духовной нравственности в медицинском колледже Тамбова, тогда это было лишь в плане эксперимента, а потом уже стало чуть ли не повсеместно.
— Почему же вы вышли за штат?
— Почислен по своему собственному прошению — у меня умирал отец в Волгоградской области и позвал нас к себе, мы всей семьей к нему переехали. Восемь лет я жил в затворе в Волгоградской области и полгода назад, перехоронив всех близких, мы с мамой вернулись на родину. Сейчас я получаю светское образование — заканчиваю юридический факультет, в этом году защита диплома. В Волгоградской области я помогал священнику, я мог бы служить, но тогда меня могли бы дернуть и перевести в любую область, а мы не могли тогда никуда уехать, потому что ухаживали за больным. Помогал в качестве редактора газеты «Урюпинский благовестник», там печатались мои статьи, курировал православное молодежное движение «Хопер православный».
—  Почему вы написали письмо патриарху Кириллу и решили выйти из РПЦ? Ведь девушек из Pussy Riot судил не церковный суд, а светский…
— Все мы прекрасно понимаем, какую роль сыграла в этом процессе церковь. И Андрей Кураев, и я сам это подчеркивал, что самая страшная беда, к которой может привести этот процесс, — это раскол церкви. Так и случилось. Раскол произошел в обществе. Среди верующих мнения  тоже разошлись. 
Естественно, никто не одобряет этот поступок («панк-молебен» в храме Христа Спасителя), но то, что произошло на процессе, и сам приговор заставили нас всех задуматься о реальном сращивании Церкви и государства. Церковь очень далеко зашла. И скандал с патриаршими часами Breguet и пылью в квартире — это такая мелочь! Закончилось всё давлением на следствие — это уже совсем выходит за рамки. И протест против такого поведения Церкви я выразил таким вот образом. Я считаю, что Церковь не должна была инициировать уголовный процесс и быть инициатором возбуждения уголовного дела.
— Вы первый из клириков, кто публично высказался на тему давления РПЦ на следствие. Вас хоть кто-нибудь поддержал из коллег?
— Сейчас в РПЦ больше 35 тыс. служителей — от диаконов, священников до иерархов — и ни один не сказал, все промолчали! Хотя я знаю, что внутри Церкви очень многие не согласны с официальной позицией Церкви. 25–30% — это точно, а после приговора Pussi Riot таких стало еще больше, процентов 40. Конечно, они молчат — у многих батюшек жены, много детишек, и они прекрасно понимают, чем для них закончится подобное выступление, но они не согласны. 
Я же не могу молчать, наоборот, я хочу, чтобы меня услышали. Хотя бы потому, что я хочу жить в мире со своей совестью. Мне стыдно за то, что творили во время расследования и процесса так называемые псевдоправославные, признанные потерпевшими по делу. Оскорбить чувства истинно верующего невозможно, это только у маловерующего чувства могут пошатнуться, а истинно верующего — его ничего не сломит. 
Как в первые христианские века мученики были — их ничего не могло сломить. А их раз — и вдруг сломали. На суде те же потерпевшие терялись в показаниях — потому что не по своей воле пришли. Не душа у них болела, а болело самолюбие наших иерархов. Все язвы и нарывы были вскрыты на этом процессе, все скелеты из шкафов повылазили. Если бы вовремя остановились и проявили мудрость, может быть, этого безобразия сейчас и не было бы. Но пошли до конца. 
И что меня еще убило и стало последней каплей — спустя час после приговора появилось открытое заявление высших руководителей Церкви, которые в это время были в Польше. Это же получается, что они заранее знали об обвинительном приговоре и заявление тоже подготовили заранее. Они сами себя этим заявлением выдали. 
— Вам не звонили из Тамбовской епархии, из РПЦ, не просили письмо отозвать?
— Нет, но не сомневаюсь, что они придумают, как мне за это отомстить. Столько на меня сейчас льется грязи — от проклятий до обвинения во всех смертных грехах, уверен, что будут искать компромат, начнут просто меня уничтожать. Вы знаете, я даже из квартиры не выхожу на улицу, живу в затворе и провожу время в домашней молитве. Меня поддерживает мама, она инвалид, часто ходила в храм, но теперь у нас обоих желание ходить в храм пропало, веры к священникам нет.
— Почему вы решились именно на такую форму выхода из церкви — сделать все публично?
— Если бы я послал прошение по почте, его могли потерять, объявить меня дебилом или сумасшедшим, лишить меня сана заранее, задним числом — да что угодно сделать, я бы уже ничему не удивился. Моя цель — призвать Церковь к благоразумию: как было при Патриархе Алексии, как было до этого. Церковь была благоразумна в поступках и не было такого сращивания с властью — и так не должно быть. Это нездоровая обстановка.
— И все-таки странно винить РПЦ в приговоре, который вынес светский суд.
— Обратите внимание: суд использовал всю мотивировочную часть внутрицерковной документации — остался Лаодикийский собор, Архиерейский собор 2011 года, письмо ключаря ХХС и памятка поведения в храме, и на основании всего этого вынесли приговор «именем Российской Федерации». Как юрист я понимаю, что это настоящие мракобесие и приговор беззаконный, с юридической точки зрения он просто невозможный. А как священнику мне стыдно и печально, что Церковь поспособствовала и инициировала этот процесс.
— Объясните, пожалуйста, что за церковный суд был перед Хамовническим судом?
— Меня неправильно поняли. Речь шла о том, что на церковном суде можно было бы решить, как наказать богохульниц и кощунниц — например, наложить на них епитимью. Ведь внутри церкви есть свой суд. И — я убежден — не надо было передавать это дело светским властям.
— Как вы считаете, Церковь могла из этой истории выйти достойно?
— Я думаю, что перед Прощеным Воскресеньем их можно было простить и войти в Великий пост и встретить светлое Христово Воскресение в мире. Нет, весь Великий пост провели в этих распрях, в этих обсуждениях, даже в самих приходах люди начали раскалываться — на тех, кто считал, что надо простить и тех, кто считал, что прощать нельзя. Зачем всё это? Но после приговора все уже забыли о самом проступке, потому что все просто возмущены реальным сроком, который дали этим женщинам, возмущен им и я.
— Вы не боитесь за свою семью, детей?
— Я не женат, детей нет, живу с мамой. Она следила за процессом над девушками и поддержала меня, когда я решил выйти из Церкви. А веру мою и веру моей мамы никто не погубит, никто над ней не надругается и никто ее не уничтожит.

Дело Pussy Riot. Уличные сторонники панк-группы начали захват храмов, политические — предлагают радикальное изменение отношений с Россией


Дело Pussy Riot облегчит российской молодежи путь в Европу
Фото: ИТАР-ТАСС/ЕРА
Воскресная месса в Кельнском соборе была на несколько минут прервана группой людей, которые прошествовали к алтарю, выкрикивая призыв: «Свободу Pussy Riot!».
Привратники собора выпроводили троих мужчин и девушку за пределы храма, где те продолжили свою акцию, развернув плакат «Освободите Pussy Riot и всех заключенных». Немецкие газеты отмечают, что прихожане в это время молились на возобновленной мессе за исполнение требований демонстрантов.
А тех уже задерживала полиция, представители которой позднее сообщили, что участникам акции может грозить наказание за нарушение закона о собраниях и препятствование совершению религиозного обряда.
— Акция, подобная выступлению русской панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, не обошлась бы без последствий и в Германии, — предупреждал настоятель Кельнского собора Норберт Фельдхофф, к которому «Известия» обращались за комментарием о реакции европейского церковного сообщества на подобные перформансы за несколько недель до воскресной акции.
Кстати, и привратники, и полиция действовали именно так, как предупреждал в своем комментарии настоятель: первые решительно выпроваживают демонстрантов, вторые препровождают их в отделение. 
— В Германии нарушение порядка в храме является преступным деянием, — рассказал о том, что ждет участников кельнской акции, cпециалист по церковному праву профессор Ансгар Хензе. — Необходимость сохранять достоинство собора вынуждает священнослужителей регулярно обращаться за помощью к правоохранительным органам. Затем решение принимает суд.
Реакция европейских политиков оказалась куда менее предсказуемой. Так, присутствовавшая на заседаниях суда по делу Pussy Riot  депутат бундестага от Партии зеленых Марилуиза Бек заявила, что теперь необходимо облегчить процедуру выдачи европейских виз россиянам «для их приобщения к европейским ценностям».
— Многие молодые люди в России недовольны существующей в стране политической системой. Это было очевидно и до суда над Pussy Riot, вспомните хотя бы протесты после избрания Путина на очередной президентский срок. Эта молодежь стремится к большей свободе и демократии. И мы на Западе должны способствовать привлечению этих людей в Европу, где они могут воочию наблюдать действенность нашей политической системы. И после этого они смогут сами бороться за демократические перемены в России, самостоятельно строить и отстаивать гражданское общество у себя дома, — пояснила «Известиям» свою позицию Марилуиза Бек.
По ее словам, приобщенная к европейским демократическим ценностям молодежь должна стать авангардом антипутинского движения в России. При этом депутат призывает своих коллег-политиков из Евросоюза выступить против российского президента. Она отмечает, что процесс над Pussy Riot «показал параноидальную путинскую Россию с ее тупой и темной стороны» даже больше, чем поддержка Москвой «кровавых ближневосточных диктаторов».
Госпожа Бек высказала предположение, что альтернативой демократии западного образца в России может стать выстроенное на основе православно-националистической модели государство, начисто отрицающее верховенство закона. Поэтому нужно как можно более активно привлекать к сотрудничеству российских оппозиционеров, отказавшись от партнерских отношений с действующими властями. 

19 авг. 2012 г.

Печальный приговор


Журналист Максим Соколов — об итогах суда над участницами Pussy Riot

Печальный приговор
Максим Соколов. Фото: Глеб Щелкунов
Тезис о несамостоятельности российских судов — во всяком случае в громких процессах — принято считать недискуссионным, хотя несомненных и прямых доказательств тому никогда не было представлено. Суды были осуждены на основе косвенных наблюдений и внутреннего убеждения судящих. Это, естественно, относится и к нынешнему процессу в Хамовническом суде.
Не высказываясь тут ни за, ни против — я свечку не держал (точно так же, как и все прочие ее не держали), хотел бы поставить вопрос иначе. Представим себе, что в судейском кресле восседала бы не судья Сырова, но лучший и справедливейший судья в мире. Спрашивается, чем бы дело закончилось на суде царя Соломона?
Странным образом здесь нет однозначного ответа, точнее, есть два прямо противоположных и при этом разнесенных во времени. Перед началом процесса представлялось, что справедливый суд должен был бы оправдать подсудимых по причине недоказуемости такого составообразующего мотива, как религиозная ненависть. Подсудимым и защите достаточно было бы выдерживать одну линию — «Да, увлеклись, потеряли чувство меры, получилось нехорошо, просим прощения, больше не будем». Для оправдания на суде, не могущем идти против буквы УК, этого было бы достаточно. Ведь мотив ненависти, т. е. не просто сдуру, но сознательно и обдуманно с целью причинить вред, реально доказуем лишь путем признательных показаний.
Однако в ходе процесса и в ходе событий вокруг процесса обвиняемые и защита делали все возможное, чтобы представить суду такие доказательства, объявляя свою акцию и выбор места для нее обдуманными и заранее приуготовленными и выражая чувство глубокого удовлетворения достигнутым эффектом. Непосредственно накануне приговора к тому добавилась серия бесчинств — и в России, и за ее пределами, — направленных и против храмов, и против символов христианства, и против памятников русским воинам. Сами подсудимые никак не могут нести за это ответственность, с адвокатом защиты М.З. Фейгиным, обещавшим под приговор устроить разные акции, все уже менее понятно, но в любом случае такое буйство вырвавшихся из преисподней — «Что, получили? Имейте в виду, это только начало» — никак не могло способствовать оправдательному уклону. Царь Соломон, возможно, сжав зубы, удержался бы. Чуть менее совершенный судья — не российский, любой, — видя такое самодовольство содеянным и такую эскалацию беснования, стал бы склоняться в сторону обвинительного приговора.
Что крайне прискорбно. Хороши или плохи патриарх и Путин, но события самых последних дней показывают всякому, имеющему глаза, что дело уже давно не в них, а равно и не в современном искусстве, но в том, что самым прямым и непосредственным образом князь мира сего восстал. Или, по крайней мере, чрезвычайно оживился. Низвержение ведьмами поклонного креста в Киеве — какие тут еще доказательства потребны? Прямое разверзание преисподней?
Безукоризненный с процессуальной точки зрения и точно выверенный в содержательном отношении приговор всегда желателен, но при таком накате не то что желателен, но сугубо и трегубо необходим — чтобы оспоривать его могли только уже самые бесноватые. Тогда как при таком юридическом оружии оспоривать будут далеко не только самые.
С другой стороны, это не случайный эпизод, это давно зрело, теперь вызрело, и впереди долгое время, когда придется терпеть и защищаться, сжав зубы. Против того, кто сорвался с цепи, и всякий-то земной суд — неважная защита, но земной суд такого качества — защита и вовсе негодная. Меч закона и вообще-то должен быть вне подозрений — тем более при нынешних совсем скорбных обстоятельствах.