Отказ в получении прокатного удостоверения может ожидать большинство американских боевиков и фильмов ужасов
Фото: kinopoisk.ru
Сначала отменяем Behemoth и Мэнсона, а теперь и
с 1 июля 2014 года боевики и фильмы ужасов, где зло
побеждает добро, а герой заявляет с экрана «Убивайте, это хорошо»,
запрещены к широкому прокату на территории РФ. Это следует из Федерального закона № 101-ФЗ от 05.05.2014
(«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке
Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере
использования русского языка»), известного также как закон о запрете
ненормативной лексики в кино и на сцене.
В ст. 5
Федерального закона речь идет о том, что «прокатное удостоверение на
фильм не выдается в случае, если фильм содержит <...> материалы,
пропагандирующие <...> культ насилия и жестокости».
В
Министерстве культуры «Известиям» сообщили, что боевикам и хоррорам, не
содержащим «культ насилия и жестокости», прокатные удостоверения будут
выдаваться с возрастным ограничением «18+».
Опрошенные
«Известиями» эксперты полагают, что под определение «пропаганда»
попадает большинство боевиков и фильмов ужасов, поскольку
натуралистическое изображение насилия является основой этих жанров, а
провести грань между пропагандой насилия и его объективным показом порой
весьма затруднительно.
Председатель
президиума Московской коллегии адвокатов Сергей Жорин считает, что при
подобной формулировке до проката могут не добраться фильмы, где насилие
хотя и не пропагандируется, но явным образом не осуждается.
—
Эта субъективная формулировка должна быть либо конкретизирована, либо
изъята из нормативного акта, — отметил юрист. — Например, режиссер может
провести очень тонкую сюжетную линию, где зрителю в финале не будет
читаться мораль, и такая картина может вызвать множество вопросов у
экспертов.
В
Министерстве культуры «Известиям» пояснили, что под запретом окажутся
лишь те фильмы, которые открыто призывают к насилию и жестокости.
—
Речь идет о прямой пропаганде — когда фильм фактически говорит: делай
так, это хорошо, это правильно, — заявил директор департамента
кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов. — В тех случаях, когда
сотрудники ведомства не смогут однозначно решить, есть ли в фильме
пропаганда культа насилия и жестокости, они обратятся к специалистам —
культурологам и психологам.
Механизм
выявления пропаганды насилия в языковых конструкциях уже наработан на
основе анализа экстремистских материалов, но, по мнению экспертов,
вероятность его применения в кино невелика.
—
Герой должен открыто говорить зрителю — «убивайте своих врагов», но в
фильмах такого почти не встречается, — заявила «Известиям» Юлия
Сафонова, лингвист-эксперт ГБУ «Московский исследовательский центр».
Имеется
ли в фильме визуальная пропаганда насилия, будут решать психологи. По
словам Андрея Лосева, эксперта-психолога Центра социальных исследований и
экспертиз, к прокату не будут допущены фильмы, где «зло побеждает
добро». В тех же случаях, когда насилие
показано в отрицательном контексте, как в советских фильмах про Великую
Отечественную войну, оно не будет считаться пропагандой.
По
мнению главного редактора журнала «Искусство кино», киноведа Даниила
Дондурея, экспертам придется решать практически неразрешимую задачу.
—
Определить степень жестокости невероятно сложно в смысловом плане, а
также в профессиональном, концептуальном и нравственном. Вспомните, как в
фильме Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» с Потемкинской лестницы
катится коляска — это беспрецедентный и очень жесткий рассказ о насилии.
В то же время в российских сериалах ежевечерне убивают несметное
количество людей, и горы трупов не вызывают абсолютно никаких эмоций.
Где грань?
Народный
артист России Николай Бурляев напомнил о том, что фильм «Андрей Рублев»
Андрея Тарковского в свое время обвиняли в чрезмерной жестокости, но
жестокость жестокости рознь.
—
Тарковский с упоением рассказывал, как придумал сцену, где русский
князь бьет русского юношу саблей по шее. Однако снято это не для
смакования жестокости, а для выражения идеи: «Зачем брат убивает брата?»
По словам Бурляева, это совсем не тот случай, что в иных американских фильмах, где «через раз упиваются кровью, вспомните хотя бы «Убить Билла». Это жестокость на уровне клиники».
Американский след обнаружил в законе и Даниил Дондурей.
— В
сегодняшнем российском прокате две трети фильмов занимает американское
кино, и именно оно может попасть под действие закона — в качестве
ответных мер на экономические санкции, — вскрыл законодательные хитрости
киновед.
Он
также отметил, что по данному закону можно запретить любой фильм, «если
это не фильм о природе или о памятниках Кремля», так как законы
драматургии предполагают конфликт, за которым можно усмотреть
потенциальное насилие.