Поиск по этому блогу

19 сент. 2013 г.

Пенсионную формулу снова поправили не в пользу населения

Большой стаж не добавит пенсионных баллов — Минтруда отменил стимулирующий коэффициент за трудовую деятельность свыше 30 лет


Пенсионную формулу снова поправили не в пользу населения
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Новая пенсионная формула не будет стимулировать более длительный трудовой стаж, а порог вхождения в систему сильно повышается.  Это следует из заявления статс-секретаря, замминистра труда и социальной политики Андрея Пудова на заседании трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений под руководством вице-премьера Ольги Голодец.
Получается, что в законопроект «О страховых пенсиях», в котором отражены основные параметры новой формулы и который на прошлой неделе был одобрен в целом правительством, до сих пор вносятся изменения. Причем явно не в пользу населения. Ведь ранее предполагалось, что пенсия может быть выше, если люди отработают 30 лет (это давало 1 коэффициент) и больше. За каждый последующий год  правительство обещало прибавить к коэффициенту еще по 0,1.  Что было своего рода мотивацией работать как можно дольше.
— Стимулирующий коэффициент за стаж ушел, — заявил Пудов.
Он объяснил это тем, что министерство прислушалось к замечаниям профсоюзов, которые были обеспокоены тем, за счет чего будут обеспечиваться эти премиальные коэффициенты. Таким образом, в новой формуле остается только один стимулирующий коэффициент — за более поздний выход на пенсию.  И именно он, должен был вызывать недовольство профсоюзов.  Ведь, к примеру, шахтеры уходят на пенсию раньше.
При этом желающим отсрочить выход на заслуженный отдых в новой формуле обещают более высокий коэффициент, чем тем, кто отправится на пенсию в установленный срок (55 лет – для женщин, 60 – для мужчин).  Причем, как  отмечали в Минтруде,  люди, которые не оформили пенсию в положенный срок или ранее, должны "премироваться" за счет лиц с более ранним началом получения этой пенсии".
По прогнозам Минтруда, 20% граждан готовы отложить заслуженный отдых.  Также Андрей Пудов сообщил о другой новации — минимальный порог для входа в систему составит 33 балла. Столько надо будет накопить в течение трудовой деятельности, чтобы получить право на трудовую пенсию.
Для этого, по словам, Пудова, надо работать в течение 30 лет, уплачивая взносы с одного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Ранее источники «Известий», близкие к правительству, говорили, что в последних версиях законопроекта минимальный порог для входа в систему установлен на уровне 28 баллов.
Эксперты, в том числе принимавшие участие в разработке пенсионной формулы, считают решение об отказе от стимулирующего фактора разумным и не особо трагическим. 
Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования (РАНХ) Юрий Горлин полагает, что формула становится более либеральной и гармоничной, роль стажа и зарплаты будет в большей мере сбалансирована.
- К тому же длительность стажа и так учитывается в формуле. Чем больше человек работает, тем больше у него накапливается коэффициентов, поэтому дополнительное стимулирование стажа может быть избыточным. Цена этих надбавок была невысока: человек со средней зарплатой, отработав 45 лет, получил бы надбавку к своей пенсии примерно 5%, - говорит эксперт.
Горлин добавляет, что у работников, решивших отложить возраст выхода на пенсию на 5 лет, прибавка к пенсии будет более существенной – в 1,5 раза.
Заведующий лабораторией межбюджетных отношений Института экономической политики им. Егора Гайдара Владимир Назаров соглашается с коллегой:
- Формула стала проще. Мы никогда не были сторонниками включения стимулирования стажа непосредственно в формулу. К тому же эта мера не стимулировала бы работать людей больше из-за очень незначительных прибавок. Теперь формула несет достаточно прозрачный месседж – получайте белую зарплату, работайте больше и позже выходите на пенсию.
 А вот увеличение баллов для входа в систему показалось экспертам резким ужесточением правил для будущих пенсионеров. Эксперт Центра стратегических разработок Татьяна Омельчук уверена, что порог для входа в систему в 33 балла – высокий.
- Если устанавливается такой порог, то надо предоставить гражданам возможность из своего собственного заработка доплачивать в систему, чтобы иметь право на получение трудовой пенсии, - подчеркивает эксперт.
Например, если у супруга высокий доход, то он может платить за супругу, которая получает немного или вовсе не работает.  Иначе, добавляет Омельчук, если челочек не может найти работу с высоким заработком, то лишается возможности войти в систему и получать пенсию.
Так же, по ее словам, необходимо установить дифференцированный вход в систему для тех граждан, которые являются участниками накопительной системы, и для тех, кто в ней не участвует. Дело в том, что те, кто выбирает накопительную пенсию, получат меньше баллов, что ставит их в неравные условия с теми, кто готов отказаться от накоплений. 
Представители профсоюзов, присутствовавшие на заседании РТК, оценили повышение баллов как скрытую форму повышения пенсионного возраста. По их мнению, социальные власти подталкивают граждан к участие в распределительной системе. Ведь у людей, выбравших накопительную систему, появляются риск, что они могут не набрать необходимое количество баллов для получения трудовой пенсии.
Ольга Голодец не оспорила этот тезис, отметив, что при выборе накопительной системы нужно взвесить свое решение. По данным Минтруда, коэффициент замещения пенсией утраченного заработка составляет 37,5%.  Но далее несмотря на все принимаемые меры он будет снижаться.  Вплоть до 30%, оценил Андрей Пудов.  Но вице-премьер Голодец уточнила, что ниже 30% он может упасть у тех, кто уйдет в накопительную систему, а у тех, кто не уйдет, есть шанс сохранить пенсионные выплаты на уровне 37% от утраченного заработка.  

17 сент. 2013 г.

«Аятолла Хаменеи в молодости зачитывался «Тихим Доном»

Иранский писатель Реза Амирхани — о том, как во имя гуманизма должна измениться исламская религия


«Аятолла Хаменеи в молодости зачитывался «Тихим Доном»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Волков
В России вышел роман известного иранского писателя Резы Амирхани «Ее я». В стране, о которой говорят в основном в связи с ее ядерной программой, существует неизвестный у нас широкому читателю пласт литературы, удачно совмещающей западные подходы к сюжету с традиционной философией. Реза Амирхани рассказал корреспонденту «Известий» Константину Волкову о работе литератора в Иране.
— Издание в России иранского автора — событие нестандартное, у нас предпочитают публиковать уже известные российскому читателю имена. 
— Это заслуга известного российского переводчика с фарси Александра Андрюшкина. На перевод ушло два года. Причем Андрюшкин решил работать с моей книгой на свой страх и риск, никаких договоров перед началом работы мы не заключали.
— В романе живо описываются события, отстоящие от нас на несколько десятилетий. Откуда вы берете столь детализированную информацию?
— У нас остались традиции устной передачи информации, старики рассказывают о прошлом. Чтобы воссоздать речь, хороши также пословицы и поговорки, их много в нашем языке. К тому же я беру самый выгодный для писателя временной отрезок: 50–100 лет. Память о тех временах еще жива, сохранились газеты, скажем. И в то же время уже появился определенный простор для авторского воображения.
— Вы много пишете о религиозных исканиях. Это важно для людей в современном Иране?
— Конечно. В Исламской республике создается новая форма традиционной религии. Государство показывает, как можно брать лучшее из религиозной традиции и создавать что-то свое на этой базе. Мне вообще кажется, что религия должна измениться. Сегодня мы видим слишком много конфликтов между традицией и современной жизнью, и они приводят к появлению экстремистских течений, таких как «Аль-Каида». 
Как-то в поездке по Афганистану я встретил старого салафита (сторонника исламского фундаментализма. — «Известия») и спросил, о чем он мечтает. Ответ меня поразил. «Я хотел бы купить коробку сладостей, подмешать в них крысиный яд и отнести в нашу школу для девочек, чтобы женщины поняли, что для них образование не обязательно», — сказал старик. 
Чтобы такой дикости не было, надо примирить священное предание и современность. Иран тоже религиозная страна, но у нас более половины студентов в вузах — женщины, а писателей-женщин больше, чем мужчин. 
— Вы путешествовали вместе с верховным правителем Ирана аятоллой Хаменеи. Что он собой представляет?
— Могу сказать с писательской точки зрения: он уделяет много времени литературе. Его интерес к современной иранской прозе, несмотря на занятость, очень высок. Очень уважает, кстати, и русскую литературу, «Войну и мир», например. В молодости он зачитывался «Тихим Доном» Шолохова. Собственно, его интерес к литературе и дал возможность нескольким иранским писателям сопровождать верховного правителя в поездке.
— В таком случае к писателям в Иране должно быть очень хорошо относятся?
— С одной стороны — да. С другой, тиражи книг очень маленькие, в среднем — 2–3 тыс. экземпляров. Бестселлеры издаются в количестве 100, редко 200 тыс. экземпляров. Хотя в мировой практике принято издавать наиболее читаемые книги в количестве 10% от численности населения. В Иране живут 70 млн человек, то есть бестселлеры стоило бы выпускать в количестве 700 тыс. экземпляров. Писатель при этом получает от 8% до 25% от выручки с продаж, сумма варьируется в зависимости от известности автора. На жизнь, в принципе, хватает, но без излишеств. Хорошим подспорьем может стать экранизация написанного, но это редкая удача. 
«Ее я»:иранский роман о поиске Бога на фоне шаха и аятоллы 
История тегеранской семьи Фаттах начинается 1933 годом и заканчивается концом прошлого века. Таким образом, фоном событий служат сначала Реза Шах Пехлеви и его европейские реформы, когда девочек в школе заставляли ходить с непокрытой головой. Затем — Вторая мировая, правление Мохаммеда Резы Пехлеви, Иранская революция 1979 года, ирано-иракская война 1980–1988 годов. Все уместилось на 460 страницах романа.
Автор романа «Ее я» Реза Амирхани по образованию инженер. Это помогает ему, по его словам, «представлять все описываемое как механизм, в котором должна работать каждая деталь». Так и происходит в романе. Повествование — яркое, живое, насыщено красками, звуками, бытовыми подробностями. При этом детали не убивают, а только подчеркивают главную линию. Впрочем, в первую очередь книга не об истории, а о поиске себя и Бога. То, что литературоведы называют «интроспективной прозой». 
Любовь осталась платонической. Женщину убило снарядом во время ирано-иракской войны, мужчина похоронил себя заживо. «Кого любишь — воздержись от того, и умри как шахид». Это — о постижении Бога через целомудрие и верность.
Религиозность шиитов-иранцев вообще можно назвать наиболее жертвенной в исламском мире. Недаром именно там существует обряд «шахсей-вахсей», когда тысячи верующих идут процессиями, хлеща себя железными прутами и раздирая в кровь кожу в память о мучениях и смерти имама Хусейна. И в романе путь к Богу идет через страдания.
Нередко бывает, что современная восточная литература оказывается чересчур местечковой. Начав с замаха на глобальные выводы, автор быстро скатывается к знакомому ему миру нескольких улиц города или деревни, а в итоге читатель получает какую-то невнятную историю любви дочери кузнеца к сыну местного имама. К счастью, Амирхани этого избежал. 

16 сент. 2013 г.

Авиакомпанию «ЮТэйр» пытаются засудить за музыку на борту

Некоммерческая организация по защите авторских прав требует с авиаперевозчика компенсацию за классические произведения, звучащие в самолете


Авиакомпанию «ЮТэйр» пытаются засудить за музыку на борту
Фото: utair.ru
Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) пытается отсудить у авиакомпании «ЮТэйр» 150 тыс. рублей за использование классической музыки на борту самолетов. До сих авиаперевозчики не сталкивались с подобными претензиями, и активность авторских обществ грозит им новыми хлопотами.
В конце июля ВОИС подала иск к авиакомпании «ЮТэйр» с требованием заплатить 150 тыс. рублей за нарушение авторских прав. В самом авторском обществе отказались комментировать суть претензий к авиаперевозчику. 
Как пояснил источник в авиакомпании, в самолетах во время посадки пассажиров звучит музыка, предоставленная московским театром «Геликон-опера» по соглашению с «ЮТэйр». 
— Компания обладает необходимыми разрешительными документами от правообладателя, о чем мы сообщали в ВОИС, — отметили в «ЮТэйр». Общественная организация заподозрила, что в данном случае нарушены права оркестра, исполняющего музыку, и потребовала взыскать компенсацию за нарушение исключительного права в размере 150 тыс. рублей .  
Арбитражный суд Тюменской области, куда обратилась ВОИС, на днях вернул иск, указав, что он должен рассматриваться в Ханты-Мансийском автономном округе, где зарегистрирована авиакомпания. Новый иск в Арбитражный суд ХМАО пока не подан.
ВОИС — некоммерческая организация. Наряду с Российским авторским обществом, Российским союзом правообладателей, НП «Управис» она является организацией-сборщицей авторских отчислений, имеет государственный сертификат «на право осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях». Сертификат выдан в 2009 году и подписан тогдашним главой Росохранкультуры Александром Кибовским.
У ВОИС богатый опыт тяжб по поводу авторских прав: в картотеке Высшего арбитражного суда значится несколько десятков исков, правда, до сих пор ответчиками выступали в основном организации общественного питания или магазины. Так, к примеру, в середине июня суд принял решение в пользу ВОИС по иску против ООО «Бистро Пронто». Авторское общество требовало компенсации за исполнение в ресторане «Пронто» в течение часа 22 марта 2012 года нескольких песен. Среди исполнителей, за которых заступилась ВОИС, оказались Эрос Рамазотти и Бейонсе Ноулс (лейблы Sony Music и Columbia). Общая сумма взыскания составила около 177,6 тыс. рублей, на решение была подана апелляция.
Использование мультимедийного контента на транспорте действительно нужно упорядочить, считает юрист, эксперт «Инвесткафе» Дмитрий Шилов. По его словам, ВОИС  не может самостоятельно инициировать претензии о нарушении прав. 
— В ВОИС обращаются сами исполнители или компании в России, которым они передали права на свое творчество, — отметил Шилов. — Она занимается взысканием компенсаций от их имени. Входя на российский рынок, иностранная компания может стать членом ВОИС, и тогда она будет защищать его права и перечислять компенсации за нарушения прав.
При этом авиакомпании, широко использующие мультимедийный контент, обычно сами не занимаются его управлением. В частности, как пояснили «Известиям» в «Аэрофлоте», компания предоставляет музыку, фильмы и игры пассажирам на дальних рейсах, но урегулированием авторских прав занимается ООО «Аэрогрупп», с которым у авиаперевозчика заключено соглашение. Если возникают какие-то вопросы по авторскому праву, то они решаются не с перевозчиком, а с этой компанией.