Минобрнауки дополнит учебники школы
с учетом попыток враждебных фальсификаций.
Минобрнауки решило пересмотреть
школьную программу отечественной истории, чтобы учесть попытки фальсификаций
фактов о прошлом России в ущерб ее интересам. Учебники предполагается дополнить
параграфами о проблемах фальсификации, а для учителей издать методические
пособия по данной теме. Данная идея сформулирована в техзадании к объявленному
Минобрнауки конкурсу «Разработка учебно-методических материалов по
тематическому блоку курса «История России», посвященных проблеме фальсификации
отечественной истории, для системы общего образования».
В рамках конкурса разработают
дополнения в действующие учебники курса «История России» для старшей школы,
включенные в федеральный перечень, подготовят к изданию хрестоматию для
старшеклассников «Дискуссионные вопросы российской истории» и напишут книгу для
учителей «Фальсификация отечественной истории». Предусмотрен выпуск специальных
методичек, проведение вебинаров с преподавателями истории. Цена финансируемого
из бюджета контракта — 9 млн рублей.
В Минобрнауки отказались
комментировать намерения по коррекции школьной программы. Но ответы на ключевые
вопросы содержатся в конкурсной документации. В них речь идет об «изменении
стереотипов», «создании позитивного образа современной России в мире и у самих
россиян». Эти действия, по мнению специалистов Минобрнауки, «тесно связаны с
реформированием школьного исторического образования, модернизацией исторических
взглядов».
«Особую роль в создании нового
образа России приобретает интерпретация ключевых событий и фактов российской
истории и построение на этой основе траектории будущего России, прогнозирование
ее влияния на мировое сообщество. Следует иметь в виду, что фальсификация
истории становится одним из средств политической борьбы», — формулируют
проблему в Минобрнауки.
В книге для учителей планируется
поднять тему фальсификации отечественной истории, «направленной на умаление
международного престижа России, ослабление ее влияния и роли в решении
глобальных международных проблем». Комментарии в книге, помимо прочего, должны содержать
сведения о том, что искажение истории ведет «к непониманию молодежью новейшей
истории России и противостоянию политике, проводимой руководством страны, в
ущерб интересам Российской Федерации».
Авторы техзадания отметили, что в
«постперестроечный период в учебниках для общеобразовательных учреждений по
истории было ослаблено внимание к воспитательным аспектам исторического знания,
к роли выдающихся личностей отечественной истории, составивших гордость и славу
России».
О проблеме фальсификации исторических
фактов не в пользу России власти говорят с 2009 года. 8 мая 2009 года президент
России Дмитрий Медведев в своем видеоблоге заявил, что попытки фальсификаций
«становятся все более жесткими, злыми, агрессивными». Вскоре после этого
президент подписал указ о создании Комиссии по противодействию попыткам
фальсификации истории в ущерб интересам России. Комиссию возглавил работавший
тогда главой администрации президента Сергей Нарышкин. Но в феврале этого года
указом президента комиссия была распущена без указания причин.
— Нарышкин перешел в Госдуму и не
смог заниматься комиссией по фальсификациям, ему сейчас не до этого, —
рассказал «Известиям» историк, сотрудничавший с комиссией. — Орган в итоге
успел провести всего четыре заседания. Но именно с ее подачи Минобрнауки и
начало разрабатывать тему фальсификаций для школьных программ.
Ученые по-разному оценивают идею
борьбы с историческими фальсификациями в рамках школьной программы. Подобный
курс истории необходим в старших классах, считает старший научный сотрудник
Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Рамазан Дауров.
— Много различных мозговых центров,
фондов работают на то, чтобы принизить роль России не только в глазах соседей —
спросите у японских детей, кто сбросил ядерную бомбу, и они ответят
«советские», — но и внутри страны, среди ее граждан. — говорит он. — Страна
начинает вести независимую политику, и это вызывает раздражение Запада. Для
пропаганды используют все каналы — и
дети читают, что и на Кавказе всё плохо, и в Татарстане всё плохо. У них
складывается извращенное представление о государстве, о его исторической роли,
о самом обществе. Нам пытаются объяснить, что Россия — это просто дикие
племена, которые на колоссальной территории превращаются в ничто. Есть конкретные
факты влияния фальсификации истории на современную политику. В том числе в
результате этого вбит клин в отношения России и Украины.
Профессор СПбГУ Владимир Колотов
также приводит примеры, когда российская и советская история подвергаются
корректировке и затем трактуются не в пользу нашей страны.
— Пересмотр итогов Второй мировой
войны, разрушение памятника солдату в Эстонии, признание Голодомора — это всё
связано с попытками переписать историю, внушить молодому поколению чувство
неполноценности, стыда за свою историю, — считает он. — И в работах серьезных
ученых сплошь и рядом встречаются элементы дезинформации. Но если дети будут
знать, что это часть окружающего нас мира, и учиться распознавать
фальсификации, я в этом вижу только положительный момент.
Для Колотова проблема дезинформации
в истории не нова — он говорит, что писал об этом научные статьи и глубоко
изучил ее. Ученый пришел к выводу, что дети должны знать о попытках
фальсификации, хотя бы для того, чтобы развивать в себе критическое мышление.
Старший преподаватель Высшей школы
экономики Илья Усов опасается, что сама история может пострадать от попыток
внести в нее коррективы с учетом попыток ее сфальсифицировать.
— Борьба с фальсификацией истории —
это попытка дать на противоречивые вопросы в российской истории
один-единственно верный ответ, — говорит Усов. — Я не верю в единственную,
закрепленную государством точку зрения на такие вещи. Если административно попытаться
запретить или навязать одну-единственно верную точку зрения, то это остановит
развитие исторической науки.
Школьник, по мнению Усова, должен
понимать, что история — это не один единственно верный взгляд на череду
событий, а споры, различные оценки, иногда противоположные суждения.
— Например, я не считаю, что Петр
Столыпин, мегапопулярный ныне человек, создал гордость и славу России, —
говорит он. — Но вполне вероятно, эта точка зрения будет закреплена в учебнике,
без всякого учета мнения многих ученых.
Усов согласен, что с попытками
фальсификации история и политика сталкиваются постоянно. Но это не повод
переписывать учебники, считает преподаватель.
Итоги конкурса за право дополнить школьные учебники новыми фактами будут подведены 5 июня.
Важно только не забывать, что кроме
фальсификаций, направленных на дискредитацию России в большом количестве
штампуют ныне фальсификации, призванные
её возвеличить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий