Журналист Максим Соколов — о том, надо ли «поддаваться» участницам
Pussy Riot
Распространенная и за пределами Японии народная борьба основана на
принципе «Поддаться, чтобы победить». Искусный дзюдоист вроде бы поддается
натиску соперника, вслед за чем следует ответное движение, соперник — брык! и
ноги кверху.
Тем не менее этот принцип почему-то считается неприменимым, когда в
качестве соперника выступают борцы, а равно борчихи за безграничную свободу.
Тут ни о каком «поддаться» речи не идет, маневр тоже считается недозволительным
и из всех возможных тактик избирается самая прямолинейная.
Во всей истории с дамами, концертировавшими 21 февраля с. г. в храме
Христа Спасителя, многое может смутить, но более всего смущает тот парадокс,
что если концерт очевидно подпадает под ст. 213-2 УК РФ, карающую
квалифицированное хулиганство, то неясно, отчего же для начала уголовного
процесса потребовалось целях пять месяцев. До сих пор в обыденном сознании (и
не может же правовое с ним полностью расходиться) хулиганство считалось чем-то
довольно тупым в своей примитивности и потому быстро и легко поддающимся
расследованию. «Напился, ругался матом, сломал деревцо» — что здесь пять
месяцев расследовать?
Если же законодатель в новой редакции хулиганской статьи намудровертил
так, что и полугода недостаточно для пригодного доказательства, это должно рассматриваться
как очевидная дырка в законе, каковой закон не ловит храмового бесчинства.
Такого рода бреши в законе — не какая-то удивительная новость. Жизнь богаче,
чем представления законодателя о ней, в налоговом праве, а равно и в
законодательстве об экономических преступлениях это вообще рутина. Налоги есть
вообще вечный спор брони и снаряда. Инсайд оказался криминализирован совсем
недавно, а некогда был привычным делом — как же на бирже да без инсайда? Даже
кражу электричества пришлось специально криминализировать, поскольку прежде
считалось, что украсть можно только вещь, а электричество вещью не является.
Заделывание обнаружившихся брешей в стене закона — занятие вполне
дзюдоистское, поддаться, чтобы победить. То есть, скрепя сердце, отпустить
попавшегося на использовании бреши, ибо сказано: nullum crimen sine lege (дословно - нет преступления если молчат законы (не пойман не вор), после
чего создать соответствующий закон, чтобы в следующий раз преступление могло
быть наказано. Как говорил дедушка Мазай, «Прощай, косой, // Теперь спасайся,
// Но, чур, зимой // Не попадайся».
Истый дзюдоист (вар.: мазаист) применил бы эту испытанную во всех
странах и веках методу также к концерту в храме Христа Спасителя. Выдав
концертанткам то, что на тот момент было записано в законе, то есть максимум 15
суток за мелкое хулиганство, законодатель озаботился бы четкой криминализацией
бесчинств в местах религиозного и гражданского культа. Законом, в равной
степени защищающим от буйного поведения как церкви, костелы, мечети, синагоги,
молельные дома, так и кладбища, а равно военные и гражданские мемориалы — от
Мамаева кургана и Пискаревки до Соловецкого камня и сельского обелиска с
именами павших на войне. Учинил непотребство — получи. Вне зависимости от формы
покровительствуемого культа. Что крайне снизило бы вероятность нового концерта,
а равно и сложность доказывания, буде концерт случился бы. Законодатель
прояснил бы, что в частном помещении вроде зала, арендованного для «Серебряной
калоши», вы хоть попа с кобылой венчайте, но в официально защищаемых
государством местах ваше пакостничество принесет вам большие неприятности.
Собственно, и всё. Охотников несколько лет возрождаться к новой жизни в
специально отведенных для этого помещениях весьма немного.
Вместо этого законодатель занимался невесть чем, но только не этим.
Пропагандируя дзюдо, следовало бы пропагандировать его более широко и
последовательно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий