Поиск по этому блогу

15 авг. 2012 г.

Хипстеры и политика


Политолог Александр Павлов — о том, как удовлетворить требования «продвинутой» молодежи


Хипстеры и политика
Александр Павлов. Фото из личного архива
Вряд ли кто-то поспорит, что одним из самых употребляемых в отношении «прогрессивной» молодежи слов последних трех-четырех лет стало «хипстер». Вместе с тем, хотя все примерно понимают, что это такое, кажется, этот феномен хипстеров и их влияние на современную жизнь в России мало кто понимает однозначно.
Начнем с того, что слово «хипстер» существует от века. А потому вообще хипстеры — это американские битники 1950-х. Они прекрасно описаны у Джека Керуака. Хороший портрет хипстеров рисует Норман Мейлер в своем эссе «Белый негр (Беглые размышления о хипстере)». Они буквально схвачены в ранних фильмах Джона Кассаветиса. Но такой хипстер принадлежит истории. У нас это что-то принципиально иное.
«В этой стране» под хипстерами обычно имеется в виду «обеспеченная городская молодежь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т. п.». добавим, что хипстер избегает всего мейнстримного и старается быть в теме. Если кино, то артхаус, если книги, то новейшая литература. Наверное, Ларс фон Триер и Фредерик Бегбедер. Но это дело вкуса. Главное — это отличаться. 
Однако такого описания недостаточно, поэтому мы должны набросать портрет среднестатистического хипстера. Его стереотипный образ примерно такой: кедики «Конверс», очки «Рэй-бэн», узкие джинсы или штанишки яркого, почти вызывающего цвета, майка с крутым принтом, модная стрижка. Необходимо также наличие модной сумки. Пишет в Твиттер, Фейсбук, фотографирует на свой айфон всякие штучки и выкладывает их в Инстаграм. Часто любит фотографироваться с айфоном перед зеркалом; это тренд. Еще одна очень популярная среди хипстеров вещь — делать «луки». «Лук» — это фотография в полный рост, на которой изображен хипстер, как правило, с сумкой в руках. Места обитания: паб «Джон Донн», кафе «Жан-Жак», кофейни «Старбакс», Камергерский переулок. Для менее обеспеченных хипстеров на Камергерском есть и бюджетные кафе, в которых они могут просидеть целый день, потягивая давно остывший кофе. Заделать «лук» на Камергерском — вообще очень модно. Подчеркнем, это — стереотипный портрет. Хипстеры, как обычные люди, разные. Среди них и те, кто следует моде, и те, кто действительно в чем-то разбираются или хотят разбираться.
Стремление следовать моде и быть в тренде породило ироничное отношение к данной субкультуре. В сети можно обнаружить «интернет-прикол», «утку» — обложку журнала «Омский хипстер» за июнь 2011 года, на котором нарисован «двойной лук» как бы модно одетых мальчика и девочки, парень держит в руке зонтик вместо модной сумки, а девочка — пакет. На обложке красуется надпись «Великие луки. 500 greatestlooksofAllTime». Эта форма народного творчества не только позволяет нам посмеяться над некоторым провинциализмом, характерным для всех хипстеров, стремящихся следовать моде, но не до конца понимающих ее тенденции. Также обложка журнала «Омский хипстер» за июнь 2011 года говорит нам о том, что эта субкультура распространена не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по России. Дело в том, что хипстеры действительно существуют в Омске. О чем говорит наличие молодых людей, которые были готовы поддержать Илью Варламова, когда тот пытался стать кандидатом в мэры Омска.
Летом этого года в одной из федеральных газет была опубликована статья, в которой говорилось о политизации этой субкультуры. В целом материал «аналитической» направленности в то же время имел снисходительный и изобличающий тон. В частности, утверждалось, что хипстеры выходят протестовать на улицу только потому, что это модно, и считать их политической силой еще рано. За исключением других ошибочных утверждений относительно данной субкультуры, это — самое опасное, и вот почему.
Насчет того, какое значение эта субкультура имеет в культурной и политической жизни России, существует две точки зрения — в соответствии с двумя типами отечественных хипстеров. Одни полагают, что хипстеры — абсолютно аполитичные молодые люди, которым интересны лишь искусство и культура, и политикой они могут заинтересоваться постольку поскольку. Другие настаивают, что хипстеры за последние полгода резко политизировались и начали принимать активное участие в общественной жизни страны — ходить на митинги, оккупировать разные места в городском ландшафте, писать о политике в социальных сетях. Если даже и не все хипстеры политизировались, то такая тенденция имеет место быть. В конце концов, все помнят майские задержания в кафе «Жан-Жак», обители хипстеров.
Однако теперь самое главное, о чем в России не говорят вообще. Хипстеры — не уникальное российское явление. Они есть и в западной Европе, и в Соединенных Штатах Америки, и в Канаде, и даже в Мексике. Однако те, что живут в Северной Америке, на самом деле сильно отличаются от русских хипстеров. В США хипстеры политизированы, а если точнее, то они являются носителем определенной идеологии. Они предпочитают всё как можно более дешевое — одежду, продукты и прочие вещи. Конечно, и русские хипстеры, например, носят винтажное шмотье, но американские одеваются исключительно в секонд хенд. Что роднит и тех, и других, так это наличие айфона. Американские хипстеры предпочитают органические продукты и стараются поддерживать малый бизнес. А поэтому — они ведь очень любят кофе — хипстеры посещают маленькие кофейные лавочки частных предпринимателей и никогда не пойдут в «Старбакс». Потому что «Старбакс» — это символ капитализма. А капитализм — главный враг американских хипстеров. И вообще американский «Старбакс», по крайней мере в крупных городах, скорее выполняет функцию публичного туалета, в котором можно справить нужду, но никак не взять кофе.
Русские же хипстеры любят «Старбакс», потому что это — престижное заведение. Они любят «Жан-Жак», потому что это — тоже престижное заведение. Борются ли они против капитализма, покупая дорогую одежду и ориентируясь на дорогое потребление? Вряд ли. Против чего же направлен их протест, если они все же являются носителями конкретного политического сознания?
Как это ни странно, но в основе политических взглядов хипстеров находится скорее эстетическое основание. Вкус — очень важная вещь. И те, у кого он якобы есть, да к тому же и хороший, не могут смириться с его отсутствием. Хипстеры не успокоятся просто так. Но счастье для российской политической системы в том, что в России эта субкультура политизирована, а не идеологизирована. А потому требования хипстеров можно удовлетворить, предоставив им культуру, достойную их потребления. И, кстати, нельзя сказать, что они так уж неправы в своих политических амбициях, имеющих эстетические основания...

Комментариев нет:

Отправить комментарий