Поиск по этому блогу

27 нояб. 2012 г.

Мирзаев признан убийцей, но вышел на свободу


Судья приговорил чемпиона по боям без правил Расула Мирзаева к двум годам ограничения свободы и освободил его из-под стражи


Мирзаев признан убийцей, но вышел на свободу
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эмин Калантаров
Замоскворецкий райсуд Москвы поставил точку в скандальном деле об убийстве по неосторожности студента Ивана Агафонова, в котором обвинялся чемпион по боям без правил Расул Мирзаев. Его приговорили к двум годам ограничения свободы, которые он уже провел в СИЗО, поэтому спортсмен вышел на свободу. Семья Агафоновых предполагала подобный вариант, поэтому еще во время чтения приговора покинула суд. Специалисты отчасти винят в скандальном приговоре системные проблемы в сфере экспертых исследований - пять экспертиз так и не смогли выяснить точную причину гибели Агафонова.
Утром 27 ноября у Замоскворецкого суда царило оживление. К 11 часам, когда должно было начаться чтение приговора, к суду стянули полицейских, которые выставили  кордоны. Вскоре около суда появились националисты во главе с Дмитрием Демушкиным, устроившие импровизированный народный сход. Они выступали против вмешательства в это дело кавказских политиков, которые просили оправдать Мирзаева.
— Мы будем стоять, поддерживать общественный порядок, без выкриков. Дело тут не в Мирзаеве, не в юридической оценке его действий. Для меня дело — в недопустимости давления на суд элитами Кавказа и парламентариями Дагестана. Так вопросы решать нельзя, веры суду нет, пояснил "Известиям" Демушкин. - Я приехал к суду, потому что я против этого, а не против самого Мирзаева.
Однако долго Дмитрий Демушкин не простоял. Сначала ему вручили предупреждение от прокуратуры о недопустимости нарушения закона. Однако еще через некоторое время, когда националист после общения с прессой подошел к зданию суда, его задержали и отвели в автозак.
Сам процесс также начался со скандала. Едва судья взял слово, зал демонстративно покинули две женщины со словами о том, что за убийство русского человека Мирзаев должен сидеть. Вслед за этим, когда судья зачитывал приговор, не выдержал отец Ивана Агафонова. Он также вышел из зала, заявив, что «не может слушать это вранье». 
— А вы уши развесили, — бросил он остающимся в зале журналистам.
Судья признал Мирзаева виновным в убийстве по неосторожности, после чего приговорил его к двум годам ограничения свободы. Поскольку этот срок Расул Мирзаев уже провел в СИЗО (прокурор предложил считать год за два), то его отпустили на свободу прямо в зале суда. 
Как сообщила "Известиям" адвокат потерпевших Оксана Михалкина, приговор был для нее ожидаем.
- С учетом переквалификации дела на более мягкую статью ему просто не могли дать реального срока, - говорит Оксана Михалкина. 
Однако она уточнила, что семья Агафоновых будет обжаловать приговор. Правда, теперь все тяготы процесса лягут на плечи отца Ивана Агафонова: мать погибшего Татьяна Юрьевна в настоящий момент находится в реанимации без сознания с сердечным приступом. 
- Она в очень тяжелом состоянии, - пояснила Оксана Михалкина. - Не выдержала процесса, он стал для нее настоящим испытанием.
Также адвокат пояснила, что несмотря ни на что, Расул Мирзаев воспринял приговор очень сдержанно и вообще год пребывания в СИЗО стал для него хорошим уроком. 
- Он раскаивается, это видно, - утверждает Михалкина.
По словам адвоката, никаких ограничений по месту жительства или посещению различных мероприятий, у Мирзаева нет. 
Ранее по делу Мирзаева было проведено пять экспертиз с противоречивыми результатами, и следователи в течение долгого времени не могли ответить на ключевой вопрос: что именно стало причиной смерти Агафонова?
Первоначально следователи считали, что спортсмен сознательно нанес убийственный удар Агафонову, поэтому ему предъявили обвинение по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть». За это Мирзаеву грозило до 15 лет лишения свободы.  
Осенью прошлого года следователи решили уточнить «диагноз» и заказали новую экспертизу. Заключение экспертов Военно-медицинской академии (ВМА) имени Кирова в Санкт-Петербурге по делу Мирзаева принципиально изменило его роль. Специалисты ВМА решили, что главной причиной гибели студента стал удар головой об асфальт, а не удар Мирзаева. После этого обвинение Мирзаеву переквалифицировали на «Убийство по неосторожности», за что ему грозило всего лишь два года заключения. На первом заседании суда прокурор публично признал, что Мирзаев получит мягкое наказание. 
Четвертую экспертизу проводили специалисты НИИ им. Н.Н. Бурденко. По словам Оксаны Михалкиной, врачи не смогли дать однозначный ответ на вопрос, есть ли причинно-следственная связь между ударом Расула Мирзаева и смертью Ивана Агафонова, однако следствие тем не менее квалифицировало действия спортсмена по более тяжкой статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть». За это Мирзаеву грозило до 15 лет колонии.
Результаты пятой и последней экспертизы, проведенной Минздравом, были оглашены в Замоскворецком суде 14 ноября. В соответствии с ней к смерти Агафонова привел удар головой об асфальт, а вовсе не удар Расула Мирзаева.
Инцидент между Расулом Мирзаевым и Иваном Агафоновым произошел 15 августа 2011 года около столичного ночного клуба «Гараж». После короткого обмена репликами Мирзаев ударил Агафонова кулаком в лицо, парень упал на асфальт и потерял сознание. Через четыре дня студент скончался в больнице, так и не выйдя из комы.
После дела Мирзаева в России вновь заговорили о проблемах судебной экспертизы. Как утверждают специалисты, в последние годы качество исследований как по гражданским, так и по уголовным делам опустилось до крайне низкого уровня. Между тем именно экспертиза зачастую является важнейшим правовым аргументом, от которого зависит судьба человека. В результате всё чаще судебные процессы сопровождаются скандалами, связанными с результатами экспертиз.
Помимо дела Мирзаева, которое вызвало огромный резонанс, в последние месяцы произошло еще несколько похожих случаев. Речь идет о гибели после удара сотрудником МВД отставного полковника ВДВ Валерия Раткина и смерти жителя Долгопрудного Владимира Шмойлова после потасовки с группой выходцев с Кавказа. В обоих случаях эксперты не увидели прямой связи между травмами, побоями и наступлением смерти. В результате в случае с полковником суд ограничился наказанием для виновника в год исправительных работ. Во втором случае суд еще не начинался, но ждать серьезного наказания не приходится, так как обвинение на основе заключений экспертов остановилось на относительно «легких» обвинениях в побоях и хулиганстве. 
В Минюсте знают о проблемах с экспертизами и подготовили проект федерального закона «О судебно-экспертной деятельности», который, по мнению ведомства, должен навести порядок в сфере экспертиз. Правда, он касается в основном негосударственных экспертов. Между тем последние неоднозначные выводы по скандальным делам выносили именно государственные эксперты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий