Поиск по этому блогу

6 дек. 2012 г.

Транспорт для красивых


Журналист Арина Холина — о том, почему московское метро не решает проблему пробок


Транспорт для красивых
Арина Холина. Фото из личного архива
В метро днем пусто. Есть 2–3 линии, которые забиты ранним утром настолько, что есть шанс сесть только в третий поезд, да и то — лишь накрутив себя, как берсерк. Это серая, зеленая и фиолетовая линии. Но днем людей немного даже на них. Наверное, потому что все они куда-то едут на машинах, наслаждаясь беспробудными дорожными заторами. Эти отчаянные автомобилисты до сих пор верят в легенды, что в метро душно, грязно, что люди стоят друг у друга на головах и что подземкой пользуется лишь городская нищета. 
Отчасти по этой причине движение в Москве каждый день становится все более невыносимым. Люди предпочитают псевдокомфорт быстрому и надежному транспорту, который привезет тебя в пункт назначения точно по расписанию. 
Это ловушка современной русской ментальности — благодаря кредитам машины стали доступны многим людям, которые таким образом повышают свой уровень жизни. И даже несколько часов в пробках каждый божий день не способны изменить это умонастроение. Люди упорно едут от «Динамо» до «Охотного Ряда» в своей Mazda или Volkswagen, даже если это отнимает час времени, а потом будут долго искать парковку, а по вечерам прямо из пробки будут оставлять восторженные сообщения в Facebook: «Стою на Белорусской уже полтора часа!» 
Наверное, это такое специальное хобби, потому что в московском метро даже вечером не очень страшно. У нас нет такого часа пик, как, допустим, в Европе, когда ровно в 17.30 все выходят с работы и набиваются в поезда. В Москве люди покидают конторы в вольном порядке — с шести до девяти, поэтому нет и давки. 
Конечно, московское метро — это не самый гуманитарный институт на свете. Весь социалистический пафос, вложенный при строительстве, ощущается до сих пор. Прекрасное, как Эрмитаж, метро для ошеломленного от такой роскоши пролетариата, среди которого нет ни старых, ни больных, ни людей, которым нужно провести на этом самом метро тяжелые вещи. 
В таком метро люди не идут — они парят, легкие и воздушные, они едут в счастливое будущее, а не на вокзал, волоча за собой набитый ровно до 23 кг чемодан. И не надо забывать о сумке, в которой есть и камера, и ноутбук. И, конечно, они не пыхтят, волоча его вверх по лестнице, на которой нет пандуса. Они не везут детей на колясках, потому что спустить коляску в метро невозможно. 
Инвалидов в метро тоже нет, потому что нет лифтов, которые могли бы доставить их на платформы. Во всем мире даже на старых станциях есть эти элеваторы, в которые можно поместить и недееспособного человека, и велосипед, и хоть пять чемоданов, и детскую коляску — что угодно. 
Отсутствие таких необходимых приспособлений делает чуть более понятным, отчего многие ездят на машине. Или почему они остаются дома. 
Поэтому особенно радостно звучат последние обещания потратить 20 млн рублей на камеры в последних вагонах, которые предотвратят «зажатие» людей дверями. Для этой инициативы есть очень забавное объяснение: мол, в праздничные дни люди, которые обычно метро не пользуются, спускаются в подземку и сталкиваются со страшными опасностями в виде поездов и турникетов. Так прямо и заявляют: «Менее подготовлены к потенциальным опасностям метро»
Или проект «ароматизации» метрополитена немецкими освежителями, в котором нет совершенно никакой необходимости, так как единственная линия, где немного душно — это Кольцевая, так как в новых вагонах определенно экономят на сплит-системе, которая плохо фильтрует воздух. 
В сентябре группа муниципальных депутатов и экспертов уже обращалась в департамент транспорта Москвы на тему лифтов. На этот раз к проекту отнеслись вроде бы положительно и даже сказали, что работа уже ведется. Но это все пока только слова, так как руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин относится к проекту с большим скепсисом, так как, по его мнению, он будет стоить «бешеных денег». Притом что есть понятный московским властям опыт пражского метро, где лифты благополучно установили. 
И тут вопрос, конечно, не столько в финансировании, сколько в отношении. Потому что не может в нормальном мире быть такое евгеническое метро, которое существует только для здоровых и сильных.  
А самое интересное, что на новых станциях по регламенту должны ставить лифты, и они это делают, только подвох в том, что большинство из них не работают — это во-первых, а во-вторых, считается, что они предназначены только для инвалидов. Обычных людей с сумками, колясками или просто тех, кто устал и не хочет идти пешком, — не пускают. Для того чтобы воспользоваться подъемником, надо обратиться к диспетчеру, который потребует доказать, что ты именно инвалид, а не какой-нибудь папаша с тремя детьми, а на некоторых станциях, говорят, надо просить ключ у дежурной. 
Все это похоже на потемкинские деревни, когда ради галочки чиновники устанавливают объекты, но не дают ими пользоваться. Отчетность в порядке, а то, что люди не могут воспользоваться общественным транспортном, никого не волнует. 
И кроме прочего, все эти люди обречены на пробки, так как могут переехать с места на место только на машине. Благодаря тому что в метро нет подъемников, дорога в аэропорт, даже если речь идет только о маршруте до аэроэкспресса, растягивается на целый день. 
Отсутствие в общественном транспорте очень простых устройств вроде пандуса для сумок на лестницах, вынуждает тысячи людей каждый день ездить на машинах, что не может не создавать транспортный коллапс. А если прибавить сюда родителей, которые везут ребенка в школу или на хоккей, то становится ясно, кто создает такое плотное движение. И ответы чиновников в стиле «слишком сложно, слишком дорого» звучат насмешкой, потому что на самом деле у них нет никакого выбора. Это не вопрос комфорта, а дело жизненной необходимости первой степени. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий