Поиск по этому блогу

31 июл. 2011 г.

Анархизм как идеология: Политические, правовые и мировоззренческие аспекты анархизма


1.1 Политические, правовые и мировоззренческие аспекты анархизма

Анархизм (от греч. ἀναρχία - "безвластие", англ "not having a leader") по-прежнему остаётся одним из самых недооценённых и не понятых, направлений политической мысли. Причиной тому множественные разногласия как внутри самого течения, так и среди его критиков, не говоря уже о том, что в науке до сих пор не существует единого определения этого явления. Едва ли не каждый автор, так или иначе затрагивавший проблему анархизма в своих работах, старался дать ему своё определение, выделяя тот или иной аспект, который ему больше всего импонировал или, наоборот, вызывал отторжение. К тому же, пониманию истиной сути анархизма никак не способствует  тот факт, что и в современной разговорной речи анархизм часто отождествляется с анархией, а последняя нередко рассматривается как синоним «хаоса» и «беспорядка».
В своей монографии «Политическая и правовая теория анархизма в России» крупный отечественный исследователь анархизма С.Ф. Ударцев выделял несколько интерпретаций понятий «анархия» и «анархизм», существующих в современной науке:
«1) состояние безвластия, неорганизованности, неуправляемости, беспорядка в политической жизни общества;
2) идеал анархизма - будущее высокоразвитое самоорганизующееся общество;
3) синоним анархизма.
В понятии «анархизм» также можно отметить несколько основных значений:
1) мировоззрение, совокупность философских, экономических, религиозных, этических, эстетических и других идей, составляющих единую систему с анархическим типом политического сознания;
2) тип, полюс, подсистема политического сознания;
3) идеология анархистского движения;
4) определенное политическое движение;
5) мыслимая в анархическом сознании ступень социального развития, общественная формация».[1]
Содержание понятия «анархизм» также остаётся неоднозначным, однако анархистское учение в любом его варианте обязательно должно включать определенные элементы такие как: отрицание существующего социально-политического устройства, использующего принуждение (в том числе государства) и сформулированные представления об ином типе устройства, в котором бы полностью отсутствовало принуждение. Идеальным состоянием для анархистов любого течения является состояние абсолютной неограниченной свободы личности.
Отрицание принципа политической власти влечёт за собой и отрицание партий и политической борьбы, однако это может не означать отрицание принципа представительства. По вопросам перехода от существующего состояния к идеальному у анархистов также нет единства, среди них существуют как сторонники революционного свержения власти и социальной революции, так и противники всяческого насилия.
Немецкий исследователь анархизма профессор Пол Эльцбахер, пожалуй, первым обратил внимание на необходимость комплексного исследования феномена анархизма при непременном рассмотрении его правового аспекта.
В своей книге Ударцев также подробно разбирает трактовки и подходы к определению содержания понятия анархизма:
«Известный немецкий правовед Р. Штаммлер отчетливо понимал неоднозначность связи анархизма с явлениями порядка и беспорядка. Он считал ошибочным рассматривать анархизм лишь как отрицание порядка, замечая, что «теория анархизма требует порядка в человеческом общежитии и стремится к гармонии в общественной жизни; но должен существовать другой порядок, а не государственный, и притом принуждение должно быть совсем упразднено.
Для либеральных объяснений анархизма характерно недостаточное внимание к его социальной основе и своеобразный взгляд «издалека», без специального исследования собственно теории анархизма как разновидности революционного политического и правового сознания, некоторое смешение анархизма с другими течениями революционной мысли».[2]
Ударцев в своей книге также приводит встречающуюся в  литературе социал-органическую трактовку анархизма как внутренней болезни общественного организма. Проанализировав различные подходы к феномену анархизма, автор считает необходимым обратиться к такой категории как «анархический тип политического сознания», как к категории определяющей формирование ценностей анархизма. В своей книге он приводит перечень неотъемлемых характеристик такого типа сознания:
«1. Отражение моментов и явлений хаоса в политической жизни и политическом сознании как частного случая проявления начала хаоса в природе и обществе.
2. Отрицательное ценностное отношение к политико-юридическим институтам (государство, партии, и т.д.).
3. Противоположность анархического («антигосударственнического») и этатического («государственнического») типов политического сознания как основных подсистем внутри системы общественного политического сознания.
4. Эволюционное развитие и сложный, неоднозначный состав анархизма как подсистемы политического сознания (сложные идейные комплексы, разнообразие и многовариантность эволюционирующих идей, теорий, доктрин, течений анархизма, его глубокие исторические корни).
5. Мировоззренческий плюрализм и гносеологический релятивизм.
6. Неотъемлемый атрибут теорий анархизма - высокий развивающийся идеал гипотетического безгосударственного самоуправляемого и процветающего общества высоконравственных свободных личностей.
7. Наличие определенного утопического элемента, Это связано с недооценкой исторического потенциала ряда политических и юридических явлений, с обоснованием возможности достижения идеала анархизма в разных исторических условиях, с пониманием путей и сроков его осуществления, а также с периодически повторяющимися практическими попытками реализации идеала анархизма. В то же время анархистская утопия может исторически выступать в качестве антиутопии по отношению к утопиям этатического сознания.
8. Выражение интересов разнообразных общественных слоев, групп с высокой степенью неустойчивости их социального положения и весьма неудовлетворенных своим местом и ролью в обществе».[3]
Первым мыслителем, систематически изложившим свои анархистские взгляды на власть и собственность был Уильям Годвин, хотя для обозначения своей позиции словом «анархист» он ещё не пользовался. Однако становление анархизма, как самостоятельной политической философии исследователи обычно связывают с именами нескольких крупнейших мыслителей, таких как Пьер-Жозеф Прудон, Макс Штирнер, Михаил Бакунин и Пётр Кропоткин.


[1] С.Ф. Ударцев «Политическая и правовая теория анархизма в России»
http://constitutions.ru/archives/2633/2
[2] Ibid
[3] ibid

Комментариев нет:

Отправить комментарий