Поиск по этому блогу

16 авг. 2011 г.

Русская Интеллигенция в начале ХХ века

"Любезный друг, пора придти к спокойному и смиренному сознанию, что мещанство - окончательная форма западной цивилизации"
Герцен 1846г.

Много разговоров ходит о том, какова должна быть роль интеллигенции в сложные для государства периоды. Должна ли интеллигенция вставать на защиту интересов народа, или же должна занимать независимую позицию, отстаивая здравый смысл. Здесь автор статьи исходит из того, что в силу своей сути интеллигенция (особенно в России) не принимает сторону Власти. В нескольких коротких постах, на примерах работ выдающихся мыслителей России мы попытаемся понять, почему представители интеллигенции действовали так или иначе в разные моменты жизни страны, а также почему в России извечно возникает противоречия между народом и "самыми умными".
Для начала предлагаем вашему вниманию выдержку из статьи Ильина "О русской интеллигенции":

"Русская предреволюционная интеллигенция не имела за душою того, что могло пробудить и повести за собою этот здоровый государственный инстинкт простого народа. Лишенная в самой себе духовной почвы, она не могла приобрести и общественно-политической почвы в массах; оторвавшаяся от Бога, разучившаяся строить и поддерживать монархическое правосознание, применившаяся к классовым интересам и утратившая от этого национально-государственный смысл, - она не имела великой национальной идеи, способной зажигать сердца, заряжать волю и покорять умы; она не умела верно стоять, бодро идти и крепко вести; она утратила доступ к святилищу народной совести и народного патриотизма; и, суетясь на "политической" поверхности, она была способна только подрывать веру народа в спасительность монархии, правопорядка и частной собственности. 
Перед революцией у нас не было интеллигенции, способной к волевому воспитанию народа; у нас были только "обучавшие учителя", снабжавшие учеников "сведениями"; и наряду с этим - демагоги слева, успешно мобилизовывавшие вокруг себя чернь для переворота, и демагоги справа, не умевшие сделать даже и этого.
То, что интеллигенция говорила простому народу, будило в нем не совесть, а бессовестность; не патриотическое единение, а дух раздора; не правосознание, а дух произвола; не чувство долга, а чувство жадности. И могло ли быть иначе, когда у интеллигенции не было религиозного восприятия родины, не было национальной идеи, не было государственного смысла и воли. Ключ к глубокому и здоровому инстинкту русского простого народа, ключ к его живому духу - был потерян; а доступ к его низким, жадным и свирепым влечениям был открыт и легок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий