Поиск по этому блогу

16 окт. 2011 г.

Экономические модели: исламская модель. Часть 2


К IX в. в исламском мире активно функционировали товарно-денежные отношения: обращение больших денежных и товарных масс, распространенность денежных форм ренты, преимущественно денежная форма оплаты труда. Особенно показательно в этом отношении развитие различных форм кредита и некоторых операций банковского типа. Именно здесь родились основные виды кредитных документов, заимствованные затем (вместе с названиями) Западной Европой через торговые связи с Испанией и Италией. Например, от арабского «сакк» (перс, шекк) произошло ныне интернациональное понятие «чек», а из «хавала» - денежный перевод - испанское и французское «aval» - поручительство по векселю.
Сам термин «исламская экономика» ввел в 1947 г. ученый из Индии Саййид Маназир Ахсан Гилани в своей книге «Исламская экономика». Однако в научной литературе термин вошел в широкое употребление лишь в середине 70-х годов.
     Согласно исламской экономической концепции, любые действия рассматриваются с точки зрения общественного блага, личная выгода является второстепенной. Право частной собственности признается как священное и неприкосновенное, а правила ее передачи определены божественными предписаниями. Ислам не призывает к увеличению благ с целью получения власти и извлечения выгоды из нее.
     Важно отметить, что исламская финансово-экономическая система имеет четко выраженную социальную ориентированность. Это значит, что основной целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распределении результатов экономической деятельности.
      Краеугольный камень исламской экономики - свобода заключения договора, поскольку почти все сделки основаны на договорно-правовой базе. Даже правитель государства при вступлении в должность должен заключать с мусульманской Уммой (или общиной) в лице ее представителей (как правило, муджтахидов – ведущих ученых, имеющих право делать богословско-правовые выводы из Корана и Сунны) договор, именуемый "мубай’а" (или "бай’а"), где оговорены права и обязанности главы государства и верующих по отношению друг к другу.
Главным условием всех договоров и экономических отношений является честность. Но она также должна подтверждаться объективной информацией. Именно поэтому  исламским финансовые учреждения вынуждены часто тратить достаточно много времени и средств на получение необходимой информации о будущем партнере.
      Кроме того, шариат осуждает богатство ради самого богатства. В целях ограничения богатства и установления справедливого порядка распределения общественного продукта Исламом предусмотрены обязательные сборы и налоги (закят, хумс), а также те, выплата которых оставлена на усмотрение владельца собственности (инфак).
Исламская финансово-экономическая система функционирует на основе определенных запретов продиктованных положениями шариата:
1.                Риба – запрет процентной ставки. Это понятие включает в себя любую заранее определенную ставку, зависящую от сроков и величины займа и не зависящую от успешности инвестиций.
2.                 Гарар – запрет на наличие излишней неопределенности, случайности или неясности условий контракта.
3.                Мейсир – запрет спекулятивного поведения и принятия избыточных рисков.
4.                Харам – запрет на ведение и участие в запрещенных видах деятельности таких как: алкогольная и табачная продукция, наркотики и другие виды товаров, наносящие вред здоровью человека, свинина и продукты, содержащие свинину, мясо животных, забитых не по правилам шариата, мертвечина, религиозная атрибутика, не имеющая отношения к исламу (амулеты, обереги и прочее), товары, полученные незаконным способом.
Помимо основных запретов исламской экономической системе присущи следующие принципы:
1.                разделение риска – в исламе запрещается передавать риск за денежное (или иное) вознаграждение от одной стороны договора другой или же третьему лицу. Все участники договора обязаны в равной (или соответствующей их участию) степени разделять риски присущие сделке;
2.                ненарушаемость договоров – исполнение договорных обязательств является важнейшей из обязанностей сторон сделки;
3.                деньги рассматриваются исключительно как потенциальный капитал, реальным капиталом они считаются лишь после того как вкладываются в производственную деятельность.
Несмотря на все отличительные черты, исламские финансовые институты получили распространение не только в мусульманских государств, но и в странах Западной Европы. Среди вышедших за пределы мусульманского мира финансово-экономических структур – банки, страховые компании, инвестиционные фонды. Многие крупные европейские финансовые институты стремятся производить продукт, соответствующий нормам шариата. Для этого есть вполне объективные причины. Помимо успехов, которых добились в последние годы экономики исламских государств при складывавшихся в это время высоких ценах на нефть, это еще и рост численности мусульман в мире. 
Уже сегодня в Амстердаме, Гааге и Роттердаме мусульмане составляют 60 процентов среди жителей этих городов моложе 20 лет. А в некоторых районах крупных городов Германии доля мусульман составляет 40–50 процентов. Поэтому стремление европейских банков открывать «исламские окна» выглядит вполне прагматичным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий