Поиск по этому блогу

13 окт. 2011 г.

Экономические модели: исламская модель. Часть 1

В современной экономике, находящейся под влиянием процессов глобализации, роль мусульманского сектора становится все более заметной, что вызывает активизацию интереса к экономической модели в исламском мире. Прежде чем говорить об особенностях исламской экономики, необходимо понять, что такое экономическая модель. В основе этого понятия лежит хозяйственная система страны, ее основные финансовые институты, которые помогают экономике существовать и развиваться. По мнению ученых-экономистов каждая экономическая модель отвечает на следующие вопросы: какие механизмы использовать для производства, распределения и потребления товаров и услуг в определенно взятом обществе; как строятся отношения между участниками экономической системы, а также ее институтами; каким образом она решает вопрос истощения природных запасов и ресурсов (что и как производить, в каком количестве, а также для кого производить).
 Выделяют три основные модели экономики: командно-административная или социалистическая, капиталистическая и смешанная. В противовес этим моделям сформировалась новая четвертая модель – исламская. Альтернативность исламской модели не исключает наличие у нее общих черт не только с капиталистической, но и с социалистической экономикой. Необходимо подчеркнуть, что в исламской экономической модели преодолеваются недостатки капиталистической и социалистической систем хозяйствования. Это выражается, в частности, в том, что в исламской экономике найдена золотая середина между абсолютизацией частной собственности при капитализме и ее практически полным отрицанием при социализме советского образца. 
Исламская экономическая модель, как ни одна другая модель в мире, подвержена сильнейшему воздействию со стороны религии. В отличие от других религий, ислам содержит не только набор религиозных принципов и ритуалов, но является образом жизни вообще. Исламская хозяйственная этика основана на положениях Корана и сунны (описание жизненного пути пророка Мухаммада, включающее в себя поступки и высказывания пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов-рассказов). Совокупность закрепленных в Коране и сунне предписаний является источником норм мусульманского права - шариата.
       Коран, сунна и хадисы призваны определять основные формы общественных отношений и модели социальных институтов. В основе этих источников лежат принципы справедливости, умеренности и всеобщего блага. Истоки формирования специфических особенностей исламской финансово-экономической системы уходят вглубь веков. В истории развития исламской экономической практики известны периоды расцвета торговых отношений, которые оказали решающее влияние на развитие многих стран мира. Начало существованию свободных рынков положил пророк Мухаммад. По мнению исследователей, масштабы торговых сделок в средневековых арабских городах намного превосходили торговые операции в средневековой Европе. Уже тогда существовали разные корпоративные формы организации труда. Торговцы, объединяясь в ассоциации, играли важную роль в общественной и частной жизни. Они гордились принадлежностью к этим ассоциациям. Члены ремесленно-торговых объединений коллективно выплачивали налоги (закят), при их собирании устанавливались равные для всех правила.

Комментариев нет:

Отправить комментарий