Филолог Максим Кронгауз — о причинах провала пробных
ЕГЭ
В начале апреля подвели итоги пробного ЕГЭ по
математике, который прошел в Москве 17 марта. В основном внимание журналистов,
писавших об экзаменационных результатах, сосредоточилось на двух фактах, о
которых рассказал проректор Московского института открытого образования Иван
Ященко.
Во-первых, 10% школьников не смогли решить
рациональное уравнение, и это, по словам Ященко, нормально. Во-вторых, 30%
школьников не смогли решить следующую задачу: «1 киловатт-час электроэнергии
стоит 3 рубля 50 копеек. Счетчик электроэнергии 1 января показывал 88 742
киловатт-часа, а 1 февраля показывал 88 940 киловатт-часов. Сколько рублей
нужно заплатить за электроэнергию за январь?»
Более того, один из школьников посчитал, что за
месяц ему придется заплатить 260 тыс. рублей. И это, по-видимому, уже не
нормально.
Первое впечатление: ужас-ужас. Наше образование не
просто катится вниз, но уже скатилось до самого дна. Удивительно только, что
более сложные уравнения решаются легче, чем простенькие бытовые задачи. Как не
согласиться с Ященко, который считает, что необходимо начать перестраивать
учебные программы в сторону жизни, включать больше практических задач!
Однако в голову приходит старая байка о том, как
учитель физики рисует на доске шар на наклонной поверхности и задает ученику
вопрос, куда шар покатится. Ученик, немного подумав, говорит: вверх. Пораженный
учитель спрашивает: почему? А потому, отвечает ученик, что в школе всё не так,
как в жизни.
Мотивы ученика вполне понятны. И наши школьники в
жизни, скорее всего, справятся с оплатой электричества. На школьном же экзамене
этот вопрос кажется слишком простым и неуместным, а стало быть, в нем должен
быть какой-то подвох. Или же, говоря словами еще одного анекдота, «не пойму, на
чем он меня кидает!».
То есть задача не математическая, а скорее
психологическая — и отчасти еще и лингвистическая.
Мы все видим оторванность школы от жизни. Я,
впрочем, не готов признать, что это всегда плохо. Школа решает в первую очередь
не задачу подготовки человека к жизни. В конце концов, этому он научится и вне
школьных стен. Для того чтобы правильно оплачивать счета или покупки в
магазине, не нужно 10 лет учиться в школе. Школа должна давать фундаментальные
знания, которые уже вошли в культуру и служат связи между разными поколениями.
Это в большей степени касается гуманитарных знаний, однако и математика
необходима — хотя бы для понимания фразы: «Подумаешь, бином Ньютона». Поэтому
на один из важных вопросов сегодня, учить ли в первом классе писать ручкой или
печатать на компьютере, я бы ответил — писать ручкой. Этот ответ, правда,
годится для детей, у которых дома есть компьютер. Других детей придется учить печатать. Сколько
ни декларируй это, образование не может и не должно быть одинаковым.
Но вопрос «чему учить?» часто оказывается для
школьников не самым главным. Важнее — что спросят на экзамене, потому что
экзамен определит их дальнейшую судьбу,
по крайней мере, так им кажется. И поэтому основной задачей становится
подготовка к экзамену, а не получение знаний, как вечных, так и актуальных.
Решая задачу об оплате электричества, школьник
стремится не решить реальную бытовую проблему, а угадать, что имел в виду
коварный экзаменатор и как ему угодить. Так что тут не в математике дело.
Наше образование напоминает финансирование спорта.
Хорошо финансируются только олимпийские виды. В школе же выделяются предметы,
по которым сдают ЕГЭ. На них и направлены все усилия учителей. Отсюда и
следующая коллизия. Детей надо учить понимать тексты. Но на деле детей учат
понимать лишь те тексты, которые могут войти в ЕГЭ. Анализ текста вообще
заменяется натаскиванием на интерпретацию текстов ЕГЭ. Если же в ЕГЭ случайно
затесался текст другого типа (например, задача про оплату электроэнергии), то у
ученика возникает ступор. Необходимо включать дополнительный интеллектуальный
ресурс, который есть не у всех.
И в этом состоит главная лингвистическая проблема
нашего образования (ее, кстати, вскользь отмечает и Ященко, говоря, что
школьники легко могут перепутать сдачу с суммой). К сожалению, сегодняшний мир
не располагает человека к внимательному чтению текстов. И вот этому
действительно надо специально учить. И именно в школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий