Поиск по этому блогу

6 апр. 2012 г.

«Будем выводить кампанию по защите Pussy Riot на международный уровень»


Международная правозащитная организация Amnesty International объявила «узниками совести» активисток панк-группы Pussy Riot.


Директор Amnesty International по программам Европы и Центральной Азии Джон Далуйсен рассказал «Известиям», почему было принято такое решение и как оно может отразиться на судьбе девушек.

— Почему активистки Pussy Riot теперь считаются «узниками совести»?

— Наша организация считает, что девушки были задержаны за мирную реализацию своего права на свободу самовыражения. То, что они сделали, без сомнения шокирующе и даже оскорбительно, однако они не нанесли материального ущерба, вели себя миролюбиво и покинули храм, когда их оттуда попросили. Их послание было вполне законным. Серьезное уголовное обвинение в хулиганстве — это неадекватный ответ на их действия.

— А сами девушки к вам обращались?

— Вскоре после ареста с нами на связь вышли друзья певиц. Это обычная практика: к нам часто обращаются близкие арестантов, предлагая дела к рассмотрению. Однако это никак не влияет на наше решение объявить кого-либо узником совести. Мы тщательно изучаем все обстоятельства через призму международных правовых стандартов.

— Как может помочь новый статус девушкам?

— Объявление кого-то узником совести обычно привлекает дополнительное внимание к делу и усиливает давление на власти со стороны международного сообщества. Однако в первую очередь мы пытаемся воздействовать на общественное мнение внутри самой страны — в данном случае России. Давление изнутри является наиболее эффективным генератором перемен.

— Какое наказание вы сами считаете приемлемым для Pussy Riot?

— Наша организация не определяет меры допустимого наказания, особенно в тех случаях, когда активистки пытались передать законное послание путем искренней и миролюбивой акции протеста. Но мы убеждены, что уголовные обвинения в данном случае совершенно неуместны. Полагаем, что Pussy Riot и впрямь были наказаны за антиправительственное содержание своего послания. А такое самовыражение не может быть наказуемым.

— Кто еще из россиян был удостоен статуса «узника совести»?

— На данный момент узниками совести являются Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. В последние месяцы Amnesty признала таковыми еще несколько групп людей, которые слишком велики, чтобы называть каждого поименно. Они стали узниками после того, как были задержаны за административные правонарушения в ходе согласованных мирных акций протеста последних месяцев в России. В частности, после минувших выборов.

— Были ли в вашей практике случаи, когда статус узника совести принес своему обладателю ощутимую пользу?

— Эффект зависит от страны, конкретного уголовного дела и многих других обстоятельств. Зачастую узников совести освобождают досрочно, хотя до этого процесс тянулся месяцы и даже годы. Сами узники рассказывают, что поддержка Amnesty и письма, которые они получали от нас в тюрьме, подбадривали их и помогали улучшить отношения со стороны надзирателей. Да и вообще, мы не работаем в одиночку — наши инициативы часто подхватывают другие правозащитные организации, а неудачи лишь заставляют нас двигаться дальше.

— Будут ли с вашей стороны еще какие-то действия в поддержку Pussy Riot?

— Будем выводить кампанию по защите Pussy Riot на международный уровень и делать всё, чтобы обеспечить их освобождение. Сейчас в истории России наступил ответственный момент, когда россияне могут решить, как будет выглядеть их общественное и политическое будущее. Но некоторые вещи должны быть нерушимы — например, права человека в России. К примеру, право на самовыражение. Его тяжело отвоевать и легко потерять, но без этого права невозможно процветание общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий