Философ Сергей Роганов — о том, как
понять поколение Next:
"Не так давно я выступил адвокатом
поколения Next, за что был проклят некоторыми сверстниками — преподавателями
российских средних школ. По мнению «рожденных в СССР», современные
старшеклассники и студенты виноваты во всех мыслимых смертных грехах, плюс ко всему
не выказывают должного уважения к семейным реликвиям — например, к вставным
челюстям прадеда-фронтовика и родительским библиотекам. Молодежь, рожденная
накануне абсолютного краха красной супердержавы, относится к жизни
потребительски, интересуется в основном гаджетами и виджетами, компьютерными
играми, машет рукой на гражданскую позицию, плюет на серьезную учебу,
литературу, интересуется развлечениями, занимается сексом с пеленок. К тому же
различия между мальчиками и девочками стали такими условными, что и говорить
просто смешно. Разумеется, оценка поколения проводилась на основе шкалы
ценностей СССР.
Каково же было мое удивление, когда я
немного спустя прочитал в толстом журнале тот же самый перечень обвинений в
адрес поколения Next, изложенный добротным академическим языком. Только автором
статьи был не московский профессор, а американский — Марк Тэйлор. И писал он,
разумеется, о поколении современных американских студентов в эпоху постмодерна.
Впрочем, в других странах отношение к поколению Next ничем особо не отличается
от российского или американского. Обзор печатных СМИ в Великобритании показал,
что молодежь цитируется только в 8% материалов о них же самих. Вообще, три
четверти материалов о молодом поколении — негативны. Неудивительны слова аргентинского
студента: «Мы часто слышим, что мы — будущее, но мы не можем даже быть
полноценным настоящим!», которые, правда, процитировали все международные
организации в своих отчетах.
Но это было бы полбеды для современной
России — разделять негодование по поводу молодого поколения с обществами
развитых стран. Причем общественное мнение и официальные заявления о молодом
поколении и действительность существуют в разных измерениях. Примерно так же,
как сразу после отчета об успехах экс-главы Росмолодежи Василия Якеменко,
особенной удаче в развитии программы физкультуры «Беги со мной!» разразились
драматические события на Манежной в 2010 году. Столкновения фанатов и
молодежных группировок ясно показали: бегать под руководством и вместе с главой
Росмолодежи никто и не собирается.
Главное для России заключается
совершенно в другом. Впервые в современной истории появилось полноценное
поколение россиян — нынешних двадцатилеток. Это не «постсоветские», не
«рожденные в СССР», а поколение, лишенное напрочь исторического опыта,
необратимой коллективной травмы: краха огромной страны, не просто огромной, а
супердержавы ХХ века. Мы-то сами толком и не обратили внимания на юбилей краха
в прошлом году, за исключением истерических/ностальгических безграмотных
выкриков и пересыпания песка (в который раз!) хроники событий 1991 года.
Молодежь и подавно — они родились в России, они «россияне» от рождения, а не по
приговору паспортных столов и визовых служб.
Пока зрелые поколения продолжают
надрывные поиски самоидентификации, поколение Next наслаждается плодами
революции в компьютерных технологиях, общением в социальных сетях,
путешествиями по миру, тусовками по всей планете, словом, живет полноценной
жизнью молодого поколения в эпоху глобализации. Каким образом возможна
продуктивная коммуникация «исчезнувшего» общества/поколений и современной
молодежи, не знает никто.
Калифорнийский профессор Роберт Столоров
прав, когда утверждает, что последствия психической травмы от
утраты/исчезновения близкого и родного человека или мира необратимы, вопреки
благим заверениям психотерапевтов. И — вот здесь совсем уж знакомые для нас
черты — люди или общество, необратимо травмированные абсолютным «разрывом
времен» в момент краха, спасаются идеологиями «воскрешения» или «возрождения»,
ведь фундаментальная основа любой социальной коммуникации — «абсолютизм»
повседневных ценностей — абсолютно утрачена. Его просто нет и никогда больше не
будет.
Легко рассуждать, что и кто может
привести к краху, то есть коллапсу цивилизации или страны. Совсем другое дело —
предложить модели для анализа повседневности, социальных атомов (не общества!)
после краха страны. Были бы за 20 лет значимые достижения в экономической,
политической, культурной областях, которыми гордились бы не только в России, но
и за рубежом. Но этого нет. И описать или проанализировать это самое «нет» не
может практически никто, «коллапс общества» — terra incognita для подавляющего
большинства экспертов и исследователей. Для российских и подавно.
В отличие от постсоветских поколений в
сознании молодых, каким бы «никчемным», «мелким», «необразованным»,
«потребительским» оно не казалось старшим, «абсолютизм повседневных ценностей»
не утрачен. Запах мамы — запах кухни; дорога в школу — родная дорога, родная
страна, Родина. Это абсолютно иное ощущение пространства страны, флага, гимна,
культурных кодов в целом.
А значит, есть основа для продуктивной, полноценной
социальной, культурной, политической коммуникации, в результате которой может
появляться осязаемый результат! Неважно, понравится ли он старшим поколениям,
но он, созданный руками молодых, в конце концов и станет в будущем тем, что
сможет не только называться «Россией», но и жить полноценной российской жизнью.
В современной России сформировался
запрос на «неполитическую повестку дня» — об этом пишут и говорят публицисты и
редакторы многих изданий. Об этом говорят на праздниках и встречах друзей.
Политика и политики утратили (впрочем, как и везде в развитых странах) статус
«верховных жрецов», как бы ни пытались злопыхать отчаянные оппозиционеры в той
же Москве: границы открыты, интернет и социальные сети есть, а любые
подробности частной или личной жизни любого политика — достояние общественности
в любой день и в любое время.
Но дело и не в этом. Мы живем
действительно в неполитическую эпоху в России, когда созидается целый, не
тронутый разрушением мир коллективного сознания твоей страны. Неполитическая
повестка дня в руках поколения Next. И понадобится еще время, прежде чем
«жизненные миры» повседневных ценностей нынешней молодежи станут мерой настоящей,
большой политики будущей России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий