Поиск по этому блогу

26 апр. 2014 г.

Лекция 2.
ПРОПАГАНДА И ИДЕОЛОГИЯ. МАНИПУЛЯЦИИ. ТИПОЛОГИЯ
Напомню, что на первой лекции мы с вами обсуждали, что такое пропаганда, и чем она отличается от пиара, рекламы и агитации. Сегодня мы рассмотрим пропаганду с точки зрения современности, посмотрим на пределы действия пропаганды, а также познакомимся с методами ведения пропаганды.
Итак, определение: пропаганда – распространение идеологических и политических воззрений на аудиторию с целью формирования взглядов, ценностей, представлений, эмоций, идеологии, оказания влияния на поведение человека или общества.
Уже из определения понятно, что пропаганда не может существовать сама по себе. Всякая пропаганда опирается на идеологию. Идеология является базисом для пропагандистской активности.
Что такое идеология?
Классическое определение, которым я рекомендую пользоваться: идеология – это система взглядов и идей, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.
Маркс называл идеологией ложное сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдающиеся за интересы всего общества.
Несмотря на то, что во многих определениях присутствует классовая составляющая, на самом деле идеология может быть и бесклассовой. Например, она может иметь отношение к конкретной социальной группе. Может существовать идеология геев, идеология эмо, идеология самцов, идеология студенчества. Однако в политическом пространстве идеология обычно классифицируется и привязывается к интересам классового общества. А главное, что можно вынести и в определение – политическая идеология обеспечивает реализацию власти.
Политическая идеология не является наукой, поскольку вне зависимости от того, складывается ли она спонтанно, или является искусственным творением, она не подразумевает научной проверки и не объясняет мир с научной точки зрения. Идеология не объективна и никогда не будет объективной, более того, она изначально пристрастна. Если наука занимается синтезом и анализом, то идеология предполагает упрощение. В отличие от науки, оперирующей реальностью, идеология имеет дело с идеальными моделями и конструкциями.
Борьба идеологических концепций – это норма существования различных обществ. По сути дела – это борьба за свой образ жизни. Идеология, в отличие от религии, принимает существование другой идеологии внутри себя, но идеология борется за главенство собственной линии. Конфликтующие идеологии зачастую приводили государства к кровопролитным войнам.
Идеологические концепции в сфере политики довольно четко можно определить:
*        Либеральная;
*        Консервативная;
*        Социалистическая;
*        Националистическая;
*        Фашистская.
В настоящее время в мире господствуют первые три, перемежаясь с четвертой идеологией. Безусловно, доминирующей в развитых странах является либеральная идеология. При этом надо понимать, что все эти определения довольно условны. И каждая страна имеет собственный характер и собственный оттенок.
К примеру, страны Прибалтики, чуть ли не единственные в мире сейчас имеют либерально-фашистскую идеологию. Франция постепенно отходит от идеологии консервативного национализма, свойственного Пятой республике. Польша – страна либерально-консервативная (экономический либерализм соединен со значительной долей консерватизма в укладе поляков). США – страна эталонного либерализма. Однако, эталон этот выглядит довольно непривлекательно. Российская идеология определяется правящей партией как социальный консерватизм. Об этом подробнее.
В России конституционно запрещается введение государственной идеологии. Однако никакая страна не может существовать без идеологии вообще. Если у нее нет своей идеологии, значит, она окормляется чужой, а, чаще всего, и чуждой идеологией. Так было в 1990-е годы, когда в России доминировала идеология американского либерализма. Да-да. На голубом глазу из общества с социалистической идеологией за мгновение попытались сделать общество, живущее американской идеологией. Безуспешно, естественно.
Кстати, статью в Конституции, запрещающую введение государственной идеологии, чаще всего трактуют очень расширительно – что государство вообще не может иметь никакой идеологии. Это неправда, это ложь, и это мнение навязывается теми, кто хотел бы видеть наше государство безыдейным, а значит, без руля и без ветрил. Запрет на введение государственной идеологии лишь означает запрет на то, чтобы одна какая-то идеология официально объявлялась государственной. Вот это – очень правильная мера.
Почему правильная? Потому, что наличие одной официально закрепленной идеологии делает государство и общество немобильным интеллектуально. Демобилизует. Точно так же, как одна – социалистическая – идеология марксизма к концу советского периода демобилизовала общество в СССР и разрушила государственную машину. Идеология имеет отношение к конкретному времени и к конкретному месту, тем более, к конкретному внешнему окружению. И что хорошо было в 20-е годы прошлого века – время господства пролетариата и количественного преобладания крестьян, то стало неприемлемо в конце прошлого века, во время господства Научно-технической революции.
Теперь вернемся к вопросу о современной идеологии. В России идеологическая база сейчас представляет смешанный конгломерат (что естественно для страны, которая в новом формате существует всего 19 лет) из идеологии либерализма (экономическая составляющая), консерватизма (образ жизни), социализма (социальные гарантии). Есть небольшие вкрапления национализма, но они несущественны. И вот эта тройственность идеологии является некоторой проблемой. Поэтому в определении идеологии используется та составляющая, которая безусловно принимается большинством общества. В частности, о либеральной составляющей в идеологии современной России не принято говорить, хотя она крайне сильна.
Как результат получается социал-консервативная идеология. Эта идеология, оформившись, получила и соответствующее название.
Вообще, право на название собственной идеологии наша страна получила, только когда превратилась из интеллектуальной колонии в более-менее независимое государство. И, в том числе, когда превратилась из экономической колонии в тоже более-менее независимое государство. Первое начало происходить с конца 90-х, второе – с тех пор, когда мы расплатились по внешним долгам. Формирование идеологии активно шло в 2004–2006 годах. В настоящее время она называется суверенная демократия.
Пусть в России многие отказывают этой идеологии в праве на существование, но так как и ее противники, и ее сторонники описывают Россию, исходя из отправной точки, и спорят с точкой, которая называется "суверенная демократия", значит, эта идеология существует реально. Эта идеология также сейчас принята во всем мире как русская. Когда политики говорят "суверенная демократия", они имеют в виду Россию. И это хорошо. Суверенными демократиями хотят стать и другие государства, что значит – наш паттерн работает.
Суверенная демократия представляет собой довольно слаженную концепцию. Подробно о ней можно прочитать в школьном учебнике, соавтором которого я являюсь, "Новейшая история России 1945–2008". Вкратце – это главенство демократических прав и свобод в России, обеспечение социальной защиты для неимущих слоев, обеспечение реального суверенитета России, а также отказ от революционных перемен и потрясений. Такой пакт был негласно заключен выборами второго президента России Владимира Путина и перезаключен выборами третьего президента России Дмитрия Медведева.
Никто не говорит и не убеждает, что идеология суверенной демократии является извечной и должна сохраняться в незыблемости, но понимание того, что суверенная демократия – это уже политический факт, с которым в настоящее время надо иметь дело, должно присутствовать обязательно при любой пропагандистской активности в России.
Наличие идеологии суверенной демократии тем более важно, что собственная идеология позволяет поставить заслон пропагандистской активности наших внешних конкурентов.
Пропаганда как оружие
Пропаганда не есть зло и не есть добро. Пропаганда – это всего лишь оружие. Оружие в руках бандита - зло. Оружие в руках стража правопорядка, который защищает от бандита - добро. Оружие позволяет обеспечить свою безопасность, даже не применяя его. Так, атомное оружие нельзя рассматривать как абсолютное зло. Обладание атомным оружием обеспечило безопасность нашей страны в 1950-х годах и продолжает обеспечивать его сейчас. С точки зрения сдерживания и гарантирования своего выживания атомное оружие в руках российского государства является благом. Ядерное оружие в руках террористов или сумасшедших режимов вроде КНДР или США – зло.
С пропагандой ситуация такая же. Пропаганда является средством распространения идеологии, поддержания собственной идеологии и борьбы с враждебной идеологией.
В России общим мнением является тот факт, что либеральная идеология по-американски является враждебной российскому общественному сознанию, да и государственной машине.
Фашистская идеология также инвариантно является врагом российского общества и государства.
Националистическая идеология, при всех ее плюсах, на российской почве может взращиваться крайне осторожно. Существующие же националистические идеологи, во многом, имеют довольно серьезную склонность к радикализации и, как следствие, к крену в фашистскую идеологию.
Что касается социалистической идеологии, то Россия имеет серьезные коммунистические традиции, но, поскольку коммунизм является в настоящее время ортогональной направляющей текущему развитию страны, социалистическая идеология также должна восприниматься крайне осторожно.
Очевидно, что из всего вышеперечисленного только консервативная идеология не является природно-враждебной современной российской идеологической доктрине.
Для обеспечения существования российского общества и российского государства необходима постоянная пропагандистская работа и контрпропагандистская деятельность.
В настоящее время пропаганда в России не проводится системно. Контрпропагандистские мероприятия являются ситуативными и зависят от остроты угрозы. Причина этого, как мы говорили на первой лекции, в наследии советской пропагандистской машины.
Советская пропаганда базировалась на устаревшей идеологии и транслировала свои мессиджи обществу, утратившему доверие, а также часто занималась умалчиваниями, что в обществе, постепенно открывающемся внешнему миру, вообще недопустимо. Более того, советская пропаганда, за исключением военной составляющей, не учитывала и не имела дела с психологическими особенностями общества. "Мы не знаем общества, в котором живем", – слова Андропова, повторенные затем неоднократно, демонстрируют тот критически важный провал, который не учитывала и не могла учесть пропаганда.
Пропаганда в СССР не была наукой, она была собранием догм и благих пожеланий. В результате к 1990-м годам пропаганда дискредитировала себя полностью. И тогда, когда на Западе за пропаганду принялись именно с научной точки зрения, в России от использования пропаганды практически отказались. Как потом выяснилось, зря.
Пропаганда и манипуляция
Обмен информацией между отправителем и реципиентом может содержать в себе:
*        Информирование;
*        Манипуляция;
*        Убеждение.
Одно из основных обвинений в отношении пропаганды заключается в том, что пропаганда – это способ манипуляции. Но манипуляция – это лишь одна из составляющих пропаганды. Причем, составляющая, существенно проигрывающая по своей эффективности другим.
Манипуляция как составная часть пропаганды подробно разобраны специалистами. Те же Аронсон Э., Пратканис Э.Р. В книге "Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление", а также Бессонов в работе "Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения" много внимания уделяют именно этой стороне пропаганды.
В контексте пропаганды под манипуляцией понимается искусство скрытно управлять поведением индивида или общества с помощью целеустремленного воздействия на психологию, сознание и инстинкты. Общество в таком случае оценивается как не способное к рациональному мышление. И духовное окормление общества должна, таким образом, осуществлять элита, которая знает, куда вести и чего бояться.
Дело в том, что в нашей ситуации элита не знает, куда идти самой и чего бояться самой. Чтобы транслировать собственные знания, их, прежде всего, надо иметь. Наконец, подобный уровень пропаганды попросту недоступен ни организаторам, ни исполнителям пропагандистской работы в нашей стране.
Еще раз – пропаганда как наука у нас не была развита, а пропагандисты, которые относились к ней как к искусству, умерли еще годах в 50-х – 60-х. В результате у нас есть много ремесленников и, практически, нет мастеров. В нашей стране пропаганда через манипуляции имеет крайне малые перспективы в ближайшее время.
Это верно еще и потому, что, в отличие от полузакрытого СССР, Россия живет в открытом обществе, которое окружают в смысле пропаганды зубры типа США и Британии. Там как раз пропаганда построена, в том числе, и на манипуляциях. Там есть и специалисты по манипуляциям.
Поэтому оптимальным в современных условиях я считаю пропаганду через информирование и через убеждение. Подробнее об этом, а также о манипулировании мы поговорим позже, когда будем рассматривать характеристики российского общества. Пока же на этом сделаем небольшой перерыв и перейдем к типологии пропаганды.
Кстати, от применяемого способа пропаганды зависят и принципы пропаганды. В частности, у убеждения свои принципы, у манипуляции – свои. У информирования – также свои. Позже, разбираясь с каждым способом пропаганды в отдельности, мы рассмотрим и принципы.
Типология пропаганды
По эмоциям
Позитивная – выполняет информационную, разъясняющую и убеждающую роль.
Негативная – выполняет компрометирующую роль, служит механизмам манипуляции.
"Архитектурная"
Пропаганда созидания убеждает в необходимости и целесообразности строительства чего-то нового (института, общества), призывает присоединиться к строительству. Не всегда может рассматриваться как позитивная.
Пропаганда разрушения убеждает в том, что у нас есть враг, и этот враг порочен, а также злоумышляет против нас. Не является однозначно негативной.
Пропаганда разделения убеждает, что "мы не такие как они", разжигает рознь. Может рассматриваться в позитивном плане в случае военного конфликта.
Пропаганда устрашения – убеждение вероятного противника в собственной экономической мощи. Имеет влияние и на внутреннюю аудиторию.
Пропаганда отчаяния – подчеркивает безнадежное положение вероятного противника, побуждает его сдаться. Не может применяться на собственное население.
Пропаганда героизма – призывает к объединению вокруг тех или иных ценностей, демонстрирует примеры, к которым надо стремиться, делает возможным более легкое перенесение трудностей. Обычно носит позитивный характер.
Пропаганда просвещения – информирование населения о действиях руководства, партии, государства, рекламирует образ жизни. Может быть и позитивной и негативной.
Цвет пропаганды
Белая пропаганда – официальная пропаганда, ссылающаяся на официальные источники, верифицируемая, открытая, не маскирующая своих целей.
Серая – часто не ссылается на источники, использует подтасовки фактов и применяет методы комментирования для обоснования и навязывания собственных мнений, часто скрывает свои цели.
Черная – всегда скрывает свои источники информации и цели. Основана на лжи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий