Поиск по этому блогу

23 апр. 2014 г.

Павел Данилин (шеф-редактор Кремль.Орг) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (цикл лекций)

ПРОПАГАНДА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Лекция 1. Вступление
ЧТО ТАКОЕ ПРОПАГАНДА?
Понятно, что я человек, политически ангажированный, и выступаю как сторонник действующей власти, а также партии "Единая Россия". Этим будет обуславливаться и некоторая направленность нашей с вами практической работы. Тем не менее, идеологическое однообразие совершенно не приветствуется, а плюрализм мнений не является препятствием, а напротив, помогает при усвоении курса лекций и практического применения пропаганды.
Особенности курса
Курс моих лекций называется "Политическая пропаганда: новые технологии", и могу без лишней скромности сказать, что этот курс будет во многом уникален для нашей образовательной системы. Дело в том, что в течение длительного времени говорить о пропаганде иначе, кроме как в уничижительных тонах, было не принято. Причины этого заключаются в особенностях формирования нашего государства и уже – политической системы.
Однако в последнее время произошла резкая переоценка содержания политической работы. Этому помог и тот факт, что, в отличие от современной России, пропаганде за границей уделялось и уделяется огромное внимание. В результате и нашим политикам стало очевидно, что необходимо отказываться от старых клише и заниматься пропагандой на новом уровне. Как результат первой волны интереса к пропаганде – курс, который я имею честь вам читать.
К сожалению, в преподавании нам будет трудно опираться на уже существующие учебники и пособия. Причина здесь заключается в том, что адаптировать под русскую политическую культуру американский или западноевропейский курс по пропаганде практически нереально. А что касается российских аналогов, то до сих пор мы пользуемся наследием Советского Союза.
Тут необходимо объяснить, что имеется в виду. В СССР пропаганда преподавалась в двух ипостасях – в гражданской и в военной.
Гражданская пропаганда имела своей основой марксистско-ленинскую идеологию и была абсолютно догматизирована. Переполнена штампами. Некритична к реальности.Построена на лжи. Книги по этой дисциплине сейчас не сохранили своей актуальности совершенно, так как не отражают не то что современности (что неудивительно – так как написаны они были 30 и более лет назад), но и даже тогдашних классовых реалий. Грубо говоря, они непрофессиональны. Пропагандистами были тогда парторги и комсорги. Наши родители еще помнят партсобрания, на которых все было выхолощено, скучно и казенно.
Военная же пропаганда имела в виду работу с войсками противника и с собственными войсками. Так называемые политруки были столь же некомпетентны, как и парторги. Реально пропагандой они не занимались. Их деятельность была профанирована.
Конечно, здесь я во многом утрировал, чуть позже мы познакомимся и с достижениями советской пропаганды, которые все-таки нельзя отрицать. Но для нас важно то, что система подготовки пропагандистских кадров была довольно таки разболтанной и негодной. Об этой системе мы также поговорим на следующих лекциях, пока же кратко остановимся на литературе, которую использовали в СССР.
Главной работой для всех военных и штатных пропагандистов считается "Психологическая война. Подрывные действия империализма в области общественного сознания"Дмитрия Волкогонова, издание 1983 года. Уже из названия очевидно, что книга эта посвящена лишь одной из составных частей пропаганды – а именно – военной контрпропаганде.
Из книг, которые, в принципе, небезынтересны для чтения, можно упомянуть следующие: Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. – М.: Политиздат, 1977; Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики. – М.: Мысль, 1974; Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе. – М.: Высшая школа, 1987; Свечников П.В. У истоков партийной пропаганды. – М.: Московский рабочий, 1978; Проблемы социальной психологии и пропаганды. – М.: Политиздат, 1971
Пожалуй, наиболее ценной здесь является реферат работы Г.С. Джууэтта, В. О'Доннел. Пропаганда и внушение. – М., 1988. Реферат К.С. Гаджиева. Его можно легко найти в интернете.
После распада СССР, как я уже говорил, пропаганда стала словом ругательным. Этому способствовала как ненависть нового руководства к реликтам КПСС, как недооценка важности пропаганды для обеспечения интересов государства и, уже – властной элиты, так и появление и модное увлечение политическим пиаром. Пиар, пришедший как наука с Запада, противопоставлялся пропаганде, как пережитку совка. Лишь позже пришло осознание, что политический пиар и политическая пропаганда не противоречат, а дополняют друг друга.
Отсутствие новых разработок с одной стороны, привело к тому, что практически все исследования по пропаганде свелись лишь к изучению infowar – психологической войны, или представляли собой анализ массовой психологии. Конечно, падение железного занавеса привело к тому, что на российском рынке появились исследования по пропаганде, сделанные за рубежом. Однако общей картины это не меняло, хотя ряд работ, появившихся с тех пор, представляют собой безусловный интерес. Активно наша тема развивалась на постсоветском пространстве на Украине. Сморите работы: Морозов А.М. Психологическая война. – Киев, 1996; Почепцов Г. Психологические войны. – "Рефл-бук". М., 1999.
А также эти переводные издания: Энтони Р. ПратканисЭллиот Аронсон Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление; ВойтасикЛ. Использование психологии в системе пропаганды.
Появились и отечественные разработки: Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама; Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – "Орияны". Киев, 2000. Особенное внимание я бы хотел обратить на реферат М.В. Киселева Психологические аспекты пропаганды.
В результате сейчас, когда необходимость в систематизации знаний по государственной пропаганде налицо, у нас в стране нет ни одного полноценного учебного пособия по данной проблематике. Так что мы с вами будем восполнять этот недостаток в ходе наших с вами лекций. Итак, к лекции.
Формат лекций
Исходя из вышесказанного, а также из того, что мы живем в обществе традиционном, значительный объем лекций будет посвящен тому, что я буду давать объем минимальных знаний, необходимых для пропагандиста. То есть, читать курс лекций в надежде на то, что он вам будет интересен, или, что вы будете его, по крайней мере, записывать. Итак, первый и главный формат – чтение лекции.
Но, так как мы живем в стране современной, где интернет развит особенно, то во многом мы будем использовать интернет. В частности, именно через интернет мы с вами будет интерактивно общаться. На лекции у меня нет времени отвечать на вопросы из зала – может быть, на два-три в конце. Но у меня есть блог, в котором будут появляться краткие саммари лекций, и куда вы сможете адресовать свои вопросы. Итак, формат интерактивный – через блогосферу.
Формат третий – западный формат. Он пока плохо приживается у нас в России, а для нового курса вообще неприемлем. Но частично использовать его, я считаю, в нашем с вами предмете необходимо. Это кейсовый формат. От слова кейс – case – случай, обстоятельство. То есть, берется конкретный случай, а потом анализируется в применении к предмету. Подобный подход, конечно же, наиболее интересен для студентов, но требует серьезной начальной подготовки. Поскольку оной мы не имеем, то к кейсам будемприбегать постольку поскольку. Например, на розданных вам листочках указан кейс. Основа этого кейса – анализ и разбор работы с пленными американцами в годы войны во Вьетнаме. Предложение же по вашему включению – это представить, какие цели и задачи поставило бы перед собой ЦРУ в 80-х годах прошлого века, чтобы приблизить развал СССР. То есть, по аналогии с разбором первого кейса, предлагается написать собственный кейс.
Также я надеюсь, что у нас будут семинары, на которых мы займемся изучением практики пропагандистской работы.
Итак, теперь, после того, как все вводные вопросы урегулированы, наконец, приступим к изучению самого предмета, ради которого мы сюда сегодня и собрались.
Определение и классификация
Пропаганда (от лат. propaganda – распространение). Существует множество определений того, что же такое пропаганда. Для целей нашего курса мы будем использовать нейтральное определение: пропаганда – распространение идеологических и политических воззрений на аудиторию с целью формирования взглядов, ценностей, представлений, эмоций, идеологии, оказания влияния на поведение человека или общества.
А чем же тогда пропаганда отличается от Пиара? Разве пиар не влияет на поведение человека? Например, средствами пиара можно заставить приобрести тот или иной предмет, зачастую ненужный? Чем пропаганда отличается от агитации? Например, агитация воздействует на электоральное поведение, как человека, так и общества? И есть ли вообще она – эта разница?
Скажу сразу, что есть специалисты, которые не видят никакой разницы между пиаром и рекламой, агитацией и пропагандой. Есть также специалисты, которые считают агитацию частью пропаганды. Есть те, кто считают пропаганду частью пиара. Однако наиболее справедливо было бы разделять эти понятия.
Объясню на примерах. Избранный недавно президент США имеет черных предков. Посредством средств пиара народ США удалось убедить в том, что Обама достоин быть кандидатом в президенты. Через агитацию народ США удалось убедить проголосовать за Обаму на выборах. Но только пропаганда толерантности и равноправия чернокожих и белых, которая велась в течение более чем полувека, позволила сложиться обстоятельствам, при которых вообще стал возможным факт участия не белого не WASP'а в высшей политике США.
Аналогичная ситуация была недавно в России. Возьмем 1993 год – референдум о доверии Ельцину и Верховному совету. Средствами пиара и агитации были обеспечены явка на выборы и соответствующее голосование. Но только средства пропаганды сделали необратимым выбор демократического пути развития российского общества. Именно пропаганда демократии и рынка так изменили мировосприятие недавно советских людей, что их голосование продемонстрировало – возвращения в СССР не будет.
Таким образом, надо выделять пропаганду как самостоятельную часть системы политических коммуникаций.
Эта система состоит из трех составляющих:
1.      Реклама и агитация;
2.      Пиар (Паблик Рилейшнз, общественные отношения);
3.      Пропаганда.
Каждая из них выполняет свою роль.
Политическая реклама и агитация – процесс информационного воздействия на массы с целью побуждения к определенному политическому поведению. В частности, речь может идти о побуждении к голосованию определенным образом.
Политический пиар – процесс формирования отношения к тому или иному персонажу, политической структуре, их действиям.
Политическая пропаганда занимается работой с массовым сознанием или с сознанием определенной аудитории (ЛОМов – лидеров общественного мнения) с целью популяризации идеалов, целей, желаний.
Методы воздействия на массовое сознание во всех трех случаях не отличаются. Но очень существенно отличаются цели и стратегии их достижения.
Реклама и агитация занимаются в основном мобилизацией сторонников, а также побуждением сторонников к удовлетворению собственных желаний.
Пиар занимается подготовкой массового сознания к тому, чтобы воспринять пропагандистскую активность, а также к тому, чтобы, после восприятия пропаганды, поменять свою идентичность или принять предлагаемую идентичность.
Пропаганда, в свою очередь, занимается, в отличие от агитации, не побуждением, а убеждением, и, в отличие от пиара, не разравниванием поля, а засеванием его семенами.
Агитация и реклама чаще всего направлены на сторонников.
Пиар работает как со сторонниками, так и с "чистым полем" – неопределившимися.
В отличие от агитации и рекламы пропаганда имеет дело, как со сторонниками, так и с противниками, так и с неопределившимися – болотом.
В политической системе все эти составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы, а иногда, одни перетекают в другие.
Условно говоря, можно представить схематическое изображение системы политических коммуникаций:
АКТОР (государство)
СПК (система политических коммуникаций)
Пиар +++ Пропаганда +++ Реклама
Формирует доверие +++ Формирует убеждения +++ Побуждает к голосованию
Давайте возьмем в качестве примера Россию, 1999 год. Страна на грани развала, президент периодически недееспособен. Появляется молодой и энергичный премьер-министр.
Методами пиара до населения доносится мессидж (послание), что молодой премьер не чета старому президенту, что он энергичен, эффективен и вообще...
Методами пропаганды до населения донесли мессидж, что молодой премьер разделяет одни и те же ценности, что и все общество – ценности суверенитета, социальной справедливости и т.п., что он видит те же язвы, которые обличает и все общество – бедность, засилье олигархов и др.
Методами агитации население было побуждено к голосованию за молодого премьера. Так Владимир Путин победил в первом туре выборов в 2000 году.
Структура пропагандистского мессиджа
Пропаганда обязательно имеет адресанта (актора). От имени кого и в пользу кого исходит тот или иной мессидж.
Мессидж представляет собой информационное сообщение.
Оное сообщение передается посредством источника информации.
Источник информации доносит ее до адресата (реципиент).
Успех пропагандистского мессиджа приводит к изменению ценностей, убеждений, взглядов адресата.
Результатом пропагандистского мессиджа являются нужные адресанту (актору) действия.
Таким образом, в идеале схема пропагандистского мессиджа выглядит следующим образом:
Актор – Информация – Источник информации – Реципиент – Изменение поведения Реципиента – Действие, выгодное Актору
В качестве примера можно рассмотреть пропагандистскую активность в день начала Великой Отечественной Войны.
Актором 22 июня 1941 года являлся председатель правительства СССР Вячеслав Молотов.
Информация, которую он сообщал – текст объявления о начале войны с Германией.
Источником информации служило самое массовое СМИ того времени – радио.
Реципиентом был Советский народ.
Мессидж содержал призыв к обороне СССР, а также лозунг "Наше дело правое, победа будет за нами!"
Успешность мессиджа доказывает моментальное и тотальное изменение сознания Советского народа, повышение тревожности, обеспокоенность за судьбу Родины, вера в собственную правоту и в собственную победу.
Результатом мессиджа стала повышенная готовность к мобилизации Советского народа – военкоматы были заполнены добровольцами.
Не стоит недооценивать значение пропаганды.
Пропаганда – это самая дешевая по государственным меркам система обеспечения государственной безопасности. Президент США с 1963 по 1973 г.г. Ричард Никсон как-то сказал, что считает 1 доллар, вложенный в пропаганду и информацию, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно. А по итогам Второй Мировой войны анализ эффективности пропагандистских мероприятий показал, что один доллар, вложенный в пропаганду с умом, по своей отдаче мог спасти несколько человеческих жизней и был равнозначен нескольким сотням долларов, потраченных на обучение солдат или на их вооружение.
Впрочем, о пропаганде времен Второй мировой войны, равно как и об истории пропаганды в целом мы с вами поговорим на следующей лекции.
Сегодня же я бы попросил вас еще раз посмотреть на листок с первым кейсом, который вам дан. Здесь приведена таблица. Левая колонка заполнена, в правой есть только постановка задачи. Я предлагаю вам взять ее домой и заполнить ее самостоятельно. После чего обязательно ее сохранить до конца курса лекций. В самом конце я дам вам последний кейс – он будет похож на этот. И по итогам рассмотрения последнего кейса вы сможете сравнить то, что писали сегодня, с тем, что вы напишете потом. Вы увидите, насколько велик будет ваш прогресс.
Теперь по поводу вопросов. Как я уже говорил, вы можете задавать мне их в интернете на моем блоге. Внизу странички с кейсом указан мой адрес в Живом Журнале.http://leteha.livejournal.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий