Поиск по этому блогу

29 сент. 2011 г.

Развеивая мифы о социологии

Приятно видеть, что наш блог расширяется и сегодня мы рады приветствовать в своей команде нового автора, аспирантку, младшего научного сотрудника Института социологии Российской Академии Наук - Мастикову Наталью, она, как вы уже, наверное, догадались, будет представлять на суд общественности различные, представляющие интерес материалы, так или иначе связанные с социологией. (Все её посты будут подписаны navor).  Просим любить и жаловать! Первый пост Натальи читаем далее.

В повседневной жизни, я очень часто сталкиваюсь с тем, что в сознании людей бытует ложное представление о социологии. Чаще всего предполагается, что социологи – это те люди, которые звонят по телефону с надоедливыми вопросами про рекламу или те, что стоят с анкетами у метро.
Однако социология представляет собой науку, изучающую законы развития и функционирования общества, а также проявление этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Термин «социология» был введен Огюстом Контом в 30-е годы XIX века. Конт полагал, что новая наука должна стать единственной главенствующей наукой и заниматься, как существующими социальными структурами, так и социальными изменениями.
Многие до сих пор ставят под сомнение статус научности социологии. Это происходит потому, что в социологии нет согласия, как, к примеру, в физике, где есть универсальные законы. В социологии универсальных законов нет и, на мой взгляд, быть не может. Но в этом и заключается ее «богатство».
На сегодняшний день в социологии существует огромное количество подходов, теорий, научных школ, парадигм.
Нет согласия и в методах исследования. Условно, социологию можно разделить на «качественную» и «количественную». Качественный уровень анализа (микроуровень) фокусируется на человеке, на смысле, который человек вкладывает в различные суждения и действия. Кроме того, поступки человека далеко не всегда адекват­но осознаются им самим. Чтобы уяснить их глубинный смысл надо приложить немало усилий для расшифров­ки внешне наблюдаемых действий и высказываний и для интерпретации их в социологических понятиях. Рационализация представлений о человеческом поведе­нии так же требует определенных теорий, в рамках ко­торых эти действия могут быть объяснимы.
Другими словами, если количественная социология преимущественно направлена на изучение проблем со­циального взаимодействия между структурами, соци­альными институтами и организациями (например, ме­дицина и система образования как социальные институ­ты: каковы их функции и отношения между ними в данном обществе), то качественная социология занима­ется субъективным аспектом реальной практики этих отношений: что значит в данном обществе "быть вра­чом" или "быть учителем" и какова практика отноше­ний "врача" и "учителя" в реальности. Для познания первого ряда проблем необходимо социальное знание, основанное на описании и объяснении обобщенных дан­ных; для познания опыта, переживаний, чувств конкрет­ных людей, их практики — второго ряда проблем — необходимо знание, основанное преимущественно на по­нимании и интерпретации.[1]
На мой взгляд, качественное исследование носит весьма субъективный характер и, едва ли, может адекватно отражать происходящие в обществе процессы. Так как все выводы и интерпретации очень сильно зависят от личности исследователя.
Количественная социология осуществляет анализ на более высоком уровне, включает в себя применение математики. А, как говорил Леонардо да Винчи «ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства».
Если в качественной социологии исследование проводится на небольшой выборке[2], то в количественной выборка всегда представляет собой достаточно большую совокупность людей. Таким образом, количественные методы исследования позволяют делать выводы о закономерностях, происходящих в обществе, делая информацию более надежной. 
Так как в результате анализа мы получаем среднее арифметическое, учитывающее ошибку выборки (например, при изучении отношения россиян к введению ЕГЭ, опрашиваются тысячи людей по всей стране и высчитывается средний показатель по стране, который отражает объективное отношение населения).
Мне кажется, неверным разделять социологические методы. Лучшим вариантом бы было совмещение качественных и количественных методов. Такое исследование бы учитывало и индивидуальный уровень исследования, и макроуровень.
Социология – междисциплинарная наука. Социолог должен разбираться в истории, логике, философии, психологии, экономике, культурологии, политологии, математике.
Преимущество социологии как раз и заключается в том, что у нее есть «инструмент» изучения. Есть множество парадигм и методов для изучения различных социальных явлений. В результате чего появляется возможность прогнозировать социальные изменения и регулировать сложные процессы, происходящие в обществе.



[1] Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию

[2] Выборка или выборочная совокупностьмножество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий