Поиск по этому блогу

25 сент. 2011 г.

Джошуа Уоррен и его "Обмен временем и трудом"


Джошуа Уоррен из Бостона, один из главных анархо-индивидуалистов в истории США, был одним из участников коммуны "Новая Гармония", созданной в 1826 году и ставшей попыткой на практике реализовать утопическое общество. Однако спустя некоторое время Уоррен увидел, что воплощение идеи на практике не имело ничего общего с утопической идеей. Причиной краха коммуны Уоррен считал отсутствие в ней частной собственности и тотальное обобществление, которое мешало реализации частных инициатив. Опираясь на это, он выдвинул идею прямого обмена по себестоимости и строгой взаимности.
Чтобы продемонстрировать работоспособность этой концепции он открыл в 1827 году в  Цинциннати розничный магазин. Покупатель оплачивал стоимость товара Уоррена без наценки деньгами, а труд Уоррена трудовой распиской, в которой брал на себя обязательство платить эквивалентным количеством времени, т.е. если покупатель обладал каким-либо ремеслом, то он обязывался определённое количество времени оказывать свои услуги в обмен на товары из магазина. Так была организована система, в которой прибыль возникала из обмена временем и трудом.
Простые люди приезжали за сотни километров, чтобы оценить преимущество бартера Уоррена. Он стал рекомендовать повсеместную организацию точно таких же магазинов основанных на справедливом обмене продуктов и услуг. Подобные магазины существовали вплоть до второй половины XIX века под названием справедливых складов, справедливых домов и справедливых деревень.
Исходя из этого можно утверждать, что анархо-индивидуалисты принимали трудовую теорию ценообразования, отрицая тем самым возможность получения прибыли путём ренты, процента и наценки.
Уоррен указывал на то, что суверенитет личности является своего рода инстинктом каждого организма и ввиду этого не может быть отчуждён. По мнению Уоррена, государство есть примитивная форма организации, возникшая благодаря наличествующему в каждом живом существе инстинкту самосохранения, но утратившая своё положительное значение.
«Уоррен создал понятийную и идейную базу для последующего формирования политико-экономической теории анархо-индивидуализма в США. Именно он в своих рассуждениях первым пошёл дальше, чем либералы в утверждении роли личности в противовес государству. Уоррен во многом предвосхитил идеи анархического учения Прудона, часто называемого мутуализмом, исходя из тех же принципов производства и обмена. Кроме того, его периодическое издание «Peaceful revolutionist» («Мирный революционер») можно считать первой анархисткой газетой в мире».[1]
В своей работе "Практические частности" Уоррен поясняет:
 "Общество должно быть преобразовано таким образом, чтобы сохранять нерушимость суверенитета каждой личности. Такое общество должно избегать комбинаций интересов и межличностных связей, которые способны постоянно или временно ограничить свободу какой-либо личности распоряжаться собой, своим временем и собственностью сообразно своим чувствам и решениям, в случае если они не затрагивают других лиц и интересов".[2]
Таким образом, Уорреном была сформулирована концепция суверенитета личности[3], последователи которой через десятилетия заимствовали её основные положения, в частности такие крупные американские анархо-индивидуалисты как Бенджамин Такер и Лисандер Спунер. Похожую идею выразил и Уильям Гаррисон, назвав право человека свободно распоряжаться собой, независимо от каких-либо вторичных признаков «self-ownership» («самоподвластностью»).
«Уоррен разработал фундаментальную парадигму социального устройства, которая может быть названа «методологическим индивидуализмом», этот термин, однако, обычно ассоциируется с именем Людвига фон Мизеса. В своей работе «Человеческая деятельность» Мизес писал:
«Во-первых, необходимо осознавать, что все действия совершаются индивидами.… В случае если нам удастся детально разобраться в значении различных действий, осуществляемых индивидами, мы непременно узнаем все о действиях коллектива в целом. Для коллектива в обществе не может быть существования и реальности вне действий его индивидуальных участников».[4]
 Джошуа Уоррен как предтеча всего американского анархо-индивидуализма дал ответ, пожалуй, на самый важный вопрос для всего анархистского течения вообще.
Какие институты способствуют установлению общественной справедливости? 
Ответ Уоррена был прост: свободный рынок. В связи с этим Уоррен уделил много времени рассуждениям о том, что сейчас можно было бы назвать государственной денежной монополией. Он утверждал, что имеет такое же право на выпуск денег, как и государство, в том случае, если найдутся люди, готовые эти деньги у него принимать. 
В самом деле, почему бы и нет? Ведь известно, что деньги обращаются по принципу фидуциарности т.е доверия к ним. Сторублёвая банкнота имеет ту стоимость, которую мы ей условно присваиваем. Скажем, если завтра все люди решат принимать сторублёвую бумажку за 500 рублей, это также станет "законом". Те, кто в состоянии помнить (или слышали из различных источников) о "деньгах" МММ, сразу могут провести параллель. Ведь доверие к ним было существенно выше доверия к государственной валюте, люди предпочитали получать зарплату именно билетами МММ. Значит, валюта эмитированная одной частной компанией вполне может сравниться, или даже превзойти, государственную в степени оверия к ней. Уоррен также полагал, что частная эмиссия денег поможет победить несправедливое образование прибавочного процента.

[1] Белькович Р.Ю. Анархо-индивидуализм в политико-правовой мысли США XIX – начала XX века: автореф. дисс..к.и.н. – М., 2009 с.19
[2] Венди Мак-Элрой Американский индивидуалистический анархизм XIX века
http://anarhia.name/index.php?topic=6984.0
[3] Основной смысл концепции заключается в том, что каждый человек имеет моральное право полностью распоряжаться собой
[4] Ibid

Комментариев нет:

Отправить комментарий