Поиск по этому блогу

16 мая 2012 г.

Две парадигмы и логика борьбы


Политолог Алексей Чеснаков — о том, как власть должна реагировать на московские протесты

Массовые сидения на Чистых прудах завершены. Оппозиция переходит к локальным гуляньям. Тайм окончен, игра продолжается. 

Протестующие перед развилкой. С одной стороны — необходимо менять стратегию, искать новые формы борьбы. Тактика нанесения имиджевого ущерба власти в период между днем выборов и инаугурацией уже работает. С другой — «рассерженные горожане» не могут быстро отказаться от освоенных методов, поскольку в основной массе убеждены в их результативности.

Майский «оккупай» несомненно рассматривается «оккупантами» как маленькая победа. Спорить бесполезно. Глухота, как известно, — профессиональное заболевание всех революционеров. 

Для того чтобы понять, как могут дальше действовать вожди «гламурного протеста» и как будет действовать власть, необходимо разобраться не в адекватности их чувств, а в их реальных интересах и в способности эти интересы реализовать. 

И тут налицо глобальное непонимание. Мотивы основной массы протестующих выглядят не так, как пытаются представить рьяные охранители. В стране не просто активизировалась очередная группа людей, имеющих стилистические разногласия с властью. В последних протестах проглядывает энергия первого постсоветского поколения, которое хочет реализоваться в политике, но пока не знает как.

Это поколение настоящего «Пепси» и дешевого «Макдональдса», тачскринов и нинтендо таким радикальным способом пытается занять причитающееся ему место. Сделать это трудно. У них отличные от общепринятых в среде их отцов приоритеты в жизненной реализации, построенные на других ценностях. Символический капитал для них не менее важен, чем материальный. Они уверены в неизбежной монетизации этого символического капитала. И, протестуя, они видят единственный способ этот капитал заработать. Ведь это может быть единственным капиталом в их жизни. Протест для некоторых — последний способ почувствовать себя хоть кем-нибудь.

Главная характеристика этого поколения — скорость. В жизни они привыкли всё получать быстро, не дожидаясь «свободной кассы». Того же они хотят и от политики. Они не готовы, как их отцы, часами стоять в очереди. И тем более они не хотят годами дышать озоном офисных ксероксов, не говоря уже о том, чтобы париться у станков на заводе. В их глазах это удел «анчоусов» типа Светы из Иваново.

Но они не глупцы и понимают, что никаких перспектив получения быстрого результата от жизни в нынешней системе координат у них нет. Нужно ломать эту систему, потому что хочется всего и сразу. Им предлагают обычный «кадровый лифт». Лифт может быть востребован их лидерами. Те, кто идут следом, уже не хотят лифтов. Они вообще не знают, на какой этаж им нужно попасть. Главное — быстрее двинуться наверх. Цель — ничто, движение — всё.  

Посмотрите, как быстро иссякло у них желание играть по правилам, становиться сначала на низшие ступени политической лестницы, получать мандаты депутатов муниципалитетов, создавать партии. На смену кацам вновь приходят яшины. Ни в чем не профессионалы. Не умеют работать. Не знают законов и принятых процедур, не способны находить компромиссы. Но зато — яркие лидеры, способные зажечь толпу. У них — новые герои. Содержание им и не нужно. Герои ведь всегда рождаются в эмоциях. Эмоции у них в итоге и есть, в отличие от власти. Они это хорошо понимают.

Поэтому последние акции были откровенной провокацией, рассчитанной на эти эмоции и медиаскандалы. Ведь ни один здравомыслящий наблюдатель не может назвать реалистичным требование, ради которой 6 мая гламурный пролетариат вышел на Болотную и Чистые пруды. Агитировать за честные выборы через два месяца после выборов? Заставить отменить инаугурацию? Силой взять Кремль? Самим смешно. Тут другие цели — «попасть в ящик» и тренды Твиттера.

Впрочем, какого еще креатива ждать от «класса», лучшие представители которого известны лишь ежедневным копипастом лозунга «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» и заимствованием названия революционного польского профсоюза. Креатив отцов заключался в распиле госсобственности. Креатив детей ввиду завершения предмета распила сузился до растаскивания примеров из чужой истории. Свою написать пока не в состоянии. 

Проблема не в том, что они протестуют. Проблема не в том, что они протестуют неумело. Проблема даже не в том, что они ничего не умеют, кроме протеста. Проблема в том, что протест становится смыслом их жизни!

Власть, вместо того чтобы предложить им приемлемые механизмы адаптации, реагирует по старинке — выжиданием, когда это «безобразие» прекратится, либо силой. Часто эта тактика приносит успех. Однако теперь вопрос в стратегии. Это «безобразие» явно надолго.

Нынешние государственные мужи, те, кто сидит в Думе или в министерских креслах, так долго хотели сделать политику скучной, что неожиданно для себя пропустили момент, когда скучными-то они стали и даже по инерции всё еще продолжают скучнеть, а вот политика начала веселеть. И в такой ситуации они не знают, что делать. В их понимании власть не может быть «веселее» оппозиции. Отсюда — боязнь перемен.

Но проблема не в том, что власть чего-то или кого-то боится! Проблема не в том, что власть не боится! Проблема даже не в том, что власть заставляет бояться других! Проблема в том, что она не знает, как уничтожить страх как основу власти!

Хотя многие из них понимают, что она, то есть власть, это не танки и не дубинки. Власть — не кабинет с гербом и протокольными фотографиями лидеров, не машина с мигалкой. Власть — это не айпад и айфон. Власть — это способность всеми этими номенклатурными атрибутами и гаджетами вызвать позитивные эмоции у адресата, каковым является конкретный гражданин.

Бесполезно рассчитывать на банальные призывы к стабильности и обвинять оппонентов в использовании «оранжевых» технологий. Для граждан нового времени приоритетом являются не абстрактная «судьба Родины», а личная судьба. Гражданин всё меряет через призму полезности лично для себя. И для такого гражданина чем скорее власть превратится из инструмента принуждения и даже убеждения в элементарную сервисную функцию, обеспечивающую удобство его жизни, тем лучше для власти.

Противостояние двух этих несопоставимых вроде бы парадигм — парадигмы немедленных изменений через протест и парадигмы сохранения традиционных методов управления страной — обречено долго будоражить общество. В нынешней ситуации не может победить ни одна из точек зрения. Хотя, может, они в этом и не заинтересованы. Им ведь порой удобно взаимно поддерживать существование друг друга, провоцировать друг друга, оправдывать существованием оппонента не только свои действия, но и в целом свое предназначение. Такова логика борьбы.

 Автор — руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры

Комментариев нет:

Отправить комментарий