Поиск по этому блогу

9 авг. 2012 г.

Неужели все те водопады бреда, которые обрушились на нас по нелепому делу Pussу Riot, могут говорить в пользу дееспособности общества?


Философ Сергей Роганов — о политической дееспособности российского общества.


Стоило мне предположить, что о трагедии Крымска и волонтерстве в поддержку пострадавших забудут в тот момент, когда подвернется новый скандальчик, например, с Pussy Riot, как я услышал в свой адрес немало гневных окриков и обвинений в цинизме. Но, увы, не прошло и недели, как страсти различных сообществ забушевали над судебными заседаниями по делу трех девушек-«хулиганок». Крымск исчез из поля зрения «социально активных» граждан и из новостных заголовков. Всё происходящее похоже на запуск новых приложений в Facebook — событийный ряд нашей реальной действительности работает по его законам.
Борис Межуев высказался по поводу скандальной выходки девочек, застрявших необратимо где-то на уровне переходного возраста, но плавно перешел к обсуждению достоинств отца Андрея Кураева. Бездарная по существу пляска в храме Христа Спасителя не заслуживала бы и внимания, но участницы превратились в «узниц совести», нелепые судебные разбирательства — в «политические процессы», а отец Андрей Кураев — в нового лидера христианских демократов, которого, оказывается, ждут не дождутся на фоне грядущих досрочных думских выборов.
Итак, новые «приложения» в реальных социальных сетях? А сколько их уже было за последние четверть века, с того самого момента, когда Михаил Горбачев инициировал никому до сих пор непонятные процессы, которые завершились катастрофой и необратимым крахом всего общества? Сколько сотен партий носилось в 1990-е? Сколько выборов и перевыборов было? Сколько было открытости, независимых СМИ? Итог известен всем: к началу первого президентского срока Владимира Путина только и оставалось восклицать от Москвы до самых до окраин: «Так жить нельзя!». Даже при наличии парламента и демократических прав избирать мэрами хоть божьих коровок. От супердержавы прошлого века не осталось и следа. «Монолит» советского общества рассыпался как крупа из худого пакета по всему миру. А богатства ведущей державы планеты оказались распределены между узкими группами партийно-советской элиты.
Что и говорить, именно путинизм стал господствующей идеологией подавляющего большинства постсоциалистического и постсоветского лагеря на современном этапе истории. Владимир Путин, пожалуй, единственный человек в современной России, именем которого называют новые эпохи развития мировых процессов. Заметьте, даже западные эксперты прекрасно понимают, что ни о каком неосталинизме или новом Брежневе с застоем 1970-х речи не идет. Речь как раз идет об уникальном, самобытном феномене, который за последние 10 лет заставил немало экспертов и центров задуматься о существе демократии, транзитологии, о судьбах постсоциалистического мира. Достаточно внимательно следить за международными конференциями и работой ведущих западных think-tank.
И сама Россия, и ближнее зарубежье изменились, если, конечно, не требовать от президента России способностей немедленно воскрешать всё то, что безвозвратно погибло в 1990-е годы, да еще и сотворения чуть не в семь дней новой, огромной, сильной супердержавы с парламентской демократией и низкими тарифами на интернет и сотовую связь в сибирских деревнях. Но дело не в эмоциях. Владимир Путин высказался достаточно определенно в том смысле, что у того, кто не жалеет о крахе СССР, нет сердца, а у тех, кто мечтает возродить страну в прежнем облике, нет головы.
Вернемся к нашим баранам. Представьте, перед экспертными сообществами стоит инвалидная коляска, в которой находится изуродованный пациент — «скорее жив, чем мертв», и наоборот. И эксперты наперебой обсуждают проблемы замены колес в инвалидной коляске или пультов управления. «А доедет ли это колесо, скажем, до следующих выборов?!» — восклицает экспертное сообщество. И клянет лечащего врача. Или предлагает заменить санитара, того самого, который катит эту конструкцию для инвалида. Разумеется, пациенту от этого ни холодно, ни жарко. А все варианты модернизации колес помогут ему как мертвому припарки.
Этот инвалид, по сути, и есть коллективное сознание «молодой России». Собственно, последствия гигантской геополитической катастрофы для коллективного сознания необратимо и до основания раздробленного общества как раз и попадают в разряд коллективного шока или травмы. И ни о каком конструктивном и эффективном гражданском сотрудничестве и взаимодействии речи быть не может — собственно, вся пресловутая политическая и гражданская активность 1990-х прекрасное тому подтверждение. Удержать на плаву осколки советского общества, увы, только и можно, что путем жесткой властной вертикали, государственного контроля и вмешательства во все сферы общественной жизни. Опираясь прежде всего не на пресловутых силовиков, а на осколки советского среднего класса в новом государстве. Того самого, который и создавал, строил, образовывал супердержаву — Советский Союз.
Увы, «приложения» в виде разнообразных свобод или новых политических лидеров играют роль скорее коллективной психотерапии, но отнюдь не так желанного строительства парламентской демократии или гражданского общества. Психотерапии, не более, поскольку невозможно жить и действовать при гробовом молчании по поводу своей недавней истории, так и не понимая до конца, кто же ты сам: ободранная лабораторная белая мышь после коммунистического эксперимента или идиот-революционер, который упорно рубил и рубит сук, на котором находится всё. Возможно, государственная комиссия по реабилитации наследия СССР оказалась бы куда более эффективной и полезной, чем конструирование и запуск новых «приложений» для парламентских игр. Хотя реабилитация СССР идет полным ходом, но всё же по умолчанию, а не как четкая и ясная для всех задача государственной идеологии.
Или кто-то полагает, что все те водопады бреда, которые обрушились на нас по нелепому и глупому делу Pussу Riot, могут говорить в пользу дееспособности общества, лидеров общественного мнения и различных социальных групп? Особенно в преддверии досрочных думских выборов?! Не думаю, что реанимацию (то есть оживление) и реабилитацию общества за время двух президентских сроков Владимира Путина можно укрепить религиозными версиями или упованием на досрочный хаос. Даже при участии христианских демократов. Даже если их лидер отец Кураев в прошлом хорошо знаком с научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий