Поиск по этому блогу

7 авг. 2012 г.

Около Успенского собора в Хельсинки вступились за Pussy Riot


Профессор Тейвайнен и две девушки устроили перформанс в православном соборе в центре финской столицы

Около Успенского собора в Хельсинки вступились за Pussy Riot
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
В понедельник финские СМИ всколыхнула новость, что профессор мировой политики Хельсинкского университета Тейво Тейвайнен попытался устроить в православном Успенском соборе в центре финской столицы дубль акции, проведенной Pussy Riot в храме Христа Спасителя.
«С двумя девушками, одетыми в стиле Pussy Riot, профессор попытался проникнуть в собор, но их туда не пустили. Видимо, служители были заранее предупреждены о готовящейся акции», — пишут журналисты.
В действительности все оказалось несколько иначе — например, никто не пытался прорваться в собор, так как он просто был закрыт. Но подобные акции, устраиваемые даже в спокойной Финляндии, все равно показывают, какое внимание привлекает по всему миру московский «панк-молебен».
По словам самого профессора Тейвайнена, вечером по средам и пятницам он водит по Хельсинки экскурсии, рассказывая собравшимся о проблемах мировой политики. Главные увлечения ученого — демократия и противоречия капитализма. Естественно, что и экскурсии он выстраивает соответствующим образом. Например, как-то он привел несколько десятков человек в супермаркет Stockmann, чтобы поговорить о нелегальных поселениях израильтян на палестинских территориях.


В минувшую пятницу путь экскурсии проходил мимо кафедрального Успенского собора. И надо же случиться такой удаче — рядом стояли две девушки в шапочках-масках, в цветастых платьях и под зонтом цвета радуги, то есть флага движения сексуальных меньшинств.
— Со мной было примерно 100 человек, — рассказал «Известиям» профессор Тейвайнен. — Я, как обычно, шел впереди, с портативным мегафоном через плечо и рассказывал об актуальных политических событиях в мире. И вот эти девушки оказались прекрасным шансом артистично привлечь внимание к проблеме Pussy Riot. Разумеется, никуда мы не врывались, экскурсия проходила примерно в 18 часов, а собор по пятницам закрывается в 16. Они просто стояли перед собором на площади и скандировали: Free Pussy Riot («Свободу Pussy Riot») — и ничего больше.
С этими девушками профессор договорился заранее.
— Но я им ничего не платил, никак их не контролировал. Это независимые артисты, и они помогли мне красиво и логично привлечь внимание к проблеме демократии, свободе выражения собственных чувств, правам секс-меньшинств, — сказал он.
По словам профессора, перформанс имел цель задеть и смутить зрителей. 
— Но хочу обратить внимание, что Финская православная церковь не подчиняется Московскому патриархату, она действует отдельно, и, следовательно, финских православных такая акция, полагаю, не должна была затронуть, — говорит Тейвайнен. —  Хотя полагаю, что для некоторых россиян акция Pussy Riot в Москве может быть столь же оскорбительна, как для финна, скажем, пляски на могиле маршала Маннергейма в День независимости Финляндии, как высказалась об этом Финская православная церковь на прошлой неделе.
На вопрос, какова цель подобной акции, Тейво Тейвайнен ответил, что это лишь способ привлечь внимание к проблеме, заставить слушателей анализировать происходящее в мире.
Как написал профессор в Facebook, «Успенский собор на минуту стал собором Освобождения Pussy Riot».
— Думаю, что некоторым православным подобные акции могут быть оскорбительны, — полагает финский политолог Йохан Бекман. По его словам, в финском Уголовном кодексе есть статья, которая по-русски звучит примерно как «нарушение религиозного покоя». И вот перформансы, наподобие устроенного профессором Тейвайненом, по его мнению, могут подпадать под данную статью. Не говоря уж о выступлении Pussy Riot, случись оно в Финляндии.


В то время у нас

Обвинение запросило для девушек из Pussy Riot по три года тюрьмы

Феминистки специально упомянули в своем клипе Путина, чтобы избежать наказания, считает обвинитель


Представитель обвинения во время прений сторон на процессе Pussy Riot попросил приговорить каждую из девушек к трем годам лишения свободы в колонии общего режима.
По мнению обвинителя, Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич следует признать виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.213 УК РФ.
Обвинение считает, что своим «панк-молебном» на амвоне Храма Христа Спасителя девушки совершили «осознанную и тщательно спланированную» хулиганскую акцию, направленную на унижение неограниченного круга лиц - православных верующих. Они нарушили общепризнанные нормы и правила поведения в храме как общественном месте, причем прекрасно знали о том, что нарушают их. 
Pussy Riot совершили «подчеркнуто вульгарные, провокационные действия», намеренно спародировав православные обряды, «оказали негативное психоэмоциональное воздействие на социальную группу «православные верующие». По мнению обвинителя, имели место «фактически глумление, издевательсткое отошение к людям в храме, нарушение общественного спокойствия, а также умышленное и упорное неподчинение замечаниям охранников, алтарников, свечниц и прихожан».
Как считает обвинение, девушки «в неуважительной и непочтительной форме, лишенной основ нравственности и морали, решили противопоставить себя православному миру, явным и недвусмысленным образом выразили ненависть и вражду к христианству, посягнули на его самобытность». Своими действиями Pussy Riot «пытались обесценить веками чтимые традиции православных догматов».
Сторона обвинения сослалась на мнение некоторых православных деятелей, которые считают, что действия Pussy Riot аналогичны действиям атеистов двадцатых годов, которые также издевались над православием, после чего начались гонения на церковь.
При этом обвинение считает, что панк-молебен «Богородица, Путина прогони» не был политической акцией. Никто из потерпевших, находившихся во время акции в Храме, не расслышал упоминания Путина. В клипе же, который потом тиражировался в интернете, фамилия премьера была вставлена специально. По мнению обвинителя, Pussy Riot следалил это специально, чтобы избежать наказание за свою выходку, представив ее как акцию политического протеста.


Комментариев нет:

Отправить комментарий